Освоение Сибири по официальной информации началось в
16-17 веке. Считается, что на пустующие бескрайние земли этого дикого
края впервые пришли казаки, чтобы ружейным огнём и саблями отвоевать эту
территорию у разрозненных тюркоязычных племён.
Следом за ними потянулись и христианские монахи, чтобы кинуть семена,
которые должны были взрастить новое поколение церковных адептов и
отвратить дикие народы от почитания, как написал один из поборников
веры "идолищ поганых, на реке Ангаре в обилии находящихся”.
По отдельным ритуальным "экземплярам", которые пережили войну за веру
и остались практически нетронутыми в глухих лесах сибирской тайги можно
было составить общее представление о религиозных представлениях людей,
проживавших на этой территории в далёком прошлом.
И сейчас наш разговор пойдёт о наиболее ярком представителе,
расположившемся в нижнем Приангарье, в устье реки Тасей, как её здесь
называют местные жители.

Все известные материалы по этому культовому комплексу замыкаются на
результатах нескольких археологических экспедиций конца прошлого века. С
1975 года в бассейне нижнего течения Ангары широкомасштабные работы
вела Северо-Енисейская археологическая экспедиция Красноярского
педагогического института под руководством Н. И. Дроздова. За этот
период были выявлены и обследованы десятки памятников в Кежемском,
Богучанском и Мотыгинском районах.
В 1976 году исследователями совместным отрядом КГПИ и ИГУ было обследовано каменное изваяние
и петроглиф на реке Тасеевой. В последующие годы тасеевский каменный
идол неоднократно осматривался отрядами КГПИ. Археологи нашли этот
ритуальный комплекс по наводке местных жителей.

О нём в этих краях ходило множество разных слухов. Сопка, на которой находится Тасеевский идол, считается проклятым местом.
Замечено, что во время грозы именно эта гора удивительно часто
притягивает к себе молнии, о чём свидетельствуют высокие деревья,
вершины которых расщеплены электрическими разрядами.
Именно эта особенность места и привела к возникновению каменного изваяния хозяина Ангарской тайги - тасеевского идола.
Рассказы местных жителей заинтересовали археологов и побудили их
подробно обследовать странное место, которое по результатам нескольких
экспедиций так и было названо "Усть-Тасеевский культовый комплекс". Его изучение длилось почти десятилетие. Каменный идол был измерен и изучен вдоль и поперёк.
Общие данные :
Каменный комплекс расположен у вершины (300 м) поросшей лесом горы,
на левом берегу реки Тасеева. В центре скального массива, в глубине
естественного коридора, из глыбы песчаника выбито изображение головы
человека с четко выраженными монголоидными чертами. Закрытые глаза и
третий глаз на лбу свидетельствуют об особом экстрасенсорном видении
Хозяина места. Рядом с изваянием расположена скала с выбитым на ней
петроглифом.

Высота изваяния - 152 см, наибольшая ширина в районе глаз - 35 см, у основания - 45 см. Изваяние ориентировано на юго-восток.
По имеющимся сведениям Тасеевский идол, на сегодняшний день, самое
северное из известных в Азии каменных изваяний эпохи раннего железа.
Скалы, образующие гряду, имеют более 20-ти естественных ниш, в которых некогда были обнаружены фрагменты жертвоприношений.
На территории комплекса археологами найдены более тысячи предметов
(оружие, наконечники стрел, копий, бронзовые украшения сибирского
шамана), найдены предметы скифской культуры - художественное литье,
бронза. Это свидетельствует о том, что в прошлом место было культовым и
очень посещаемым.
По поводу возраста памятника, археологи, судя по найденным предметам скифского периода датируют его 6 – 2 веками до нашей эры. В пользу этого предположения легли и результаты обследования самой личины тасеевского идола.
Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально идол был европеоидом. Идол был изготовлен в технике рельефной выбивки с прошлифовкой, предположительно в скифское время.
- От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти русская борода,
усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и
массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены
очень технично, почти портретно и, очевидно, рукой одной мастера.
В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов
на европейских античных изделиях. М.Захарцов, учитель истории


Но время скифов прошло, территорию заселили монголоидные племена,
пришедшие на Ангару с юга. Их шаманы и нашли каменного идола,
затерянного в сибирской тайге. Именно в то время уже в начале нашей эры
идол изменил свой облик. На лице появились следы доработки.
- В первую очередь пострадали глаза, которые приобрели зауженный
азиатский разрез с незамысловатыми глубокими зрачками. Досталось также и
носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего
нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его
узко свели к раскосым глазам.
Очевидно, была попытка "побрить" бороду Тасеевского идола, но эта
затея не увенчалась успехом, так как в этом месте стела наиболее
массивна и тверда. Эта "подработка" была связана с заменой
господствовавшего здесь антропологического облика. Так Идол стал
монголоидным.
Последняя реставрация была уже совсем незначительной. Во рту идола
было вырезано отверстие для крепления курительной трубки, а зрачки
подкрашены красноватой охрой. Трубки в своих ритуалах использовали
сибирские шаманы, так как табак, равно как и другие курительные травы,
считается прекрасным средством подношения дыма духам, особенно в
священных местах, как это.
Петроглиф в виде грубо процарапанных каракуль на ближайшей скале
возник видимо в то же время и являет собой какой-то шаманский ритуал.

Аномальное место
Гора, где стоит каменный идол, издавна у местных жителей пользуется дурной славой.
Причина в том, что и поныне в этом месте наблюдаются магнитные
аномалии. Возможно, причина в том что под горой находятся залежи
металлов или подобная способность места служить молниеотводом связана с
какими то другими причинами. В любом случае это очень необычное место.
Некоторым здесь снятся странные, цветные и удивительно реалистичные
сны. Другие утверждают, что видели над этой сопкой неопознанные
летающие объекты. Как и любое другое место Силы, это не любит
посторонних и праздных любопытных, с которыми приходят тёмные и
связанные с их присутствием проблемы : наспех нацарапанные непотребные
слова и следы дроби от выстрелов.
Большинство из всех координат, отмечающих это место в Интернете - не
правильные. У меня самого был неудачный поход к идолу, когда мы с
группой РГО безуспешно пытались найти культовый комплекс и, обойдя все
забитые в GPS точки, вернулись ни с чем.

Один из экстрасенсов однажды описал мне три видения, которые имели
отношение к тюркской истории культового комплекса. Одно видение показало
камлающего возле идола шамана. Потом несколько воинов, по одежде
вероятно из енисейских кыргызов, подносили оружие к своему божеству, как
бы заряжая его энергией. Третий эпизод явствовал о ритуальном
жертвоприношении, в котором, взятого в бою пленника, те же воины убивали
пред ликом каменного идола.
История подобных мест не отличается большим разнообразием. После
сравнительно долгого периода правления прото русов на этой территории,
произошла демонизация культа и его полное забвение.
Сергей Ростовцев
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
|