Суббота, 10.12.2016, 00:11
Привет, Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход | Контакты | Личные сообщения ()

Аномалии и феномены [126]Астрология,нумерология [266]Вокруг света [148]Гипотезы и версии [527]Загадки истории [365]
Здоровье,человек [323]Интересные факты [309]Йога,цигун,спорт [127]Космос,астрономия,НЛО [218]Люди и судьбы [104]
Наука [105]Новости и жизнь общества [162]Паранормальное [243]Практическая магия [171]Самопознание,психология [352]
Стихия,климат,экология [76]Тайны религий [128]Теории заговора,тайны планеты [119]Фильмы и видео [697]Фотоподборки [52]
Фэн-шуй [90]Цитаты и мысли [66]
НАША ПЛАНЕТА.МИР ВОКРУГ НАСНАША ПЛАНЕТАИЗ ЖИЗНИ.РУАРХИВФОРУМ ПЛАНЕТЫ ТАЙНПРАВИЛА
Меню сайта
загрузка...
НА ПЛАНЕТЕ ТАЙН
Аномалии и феномены [126]
Астрология,нумерология [266]
Вокруг света [148]
Гипотезы и версии [527]
Загадки истории [365]
Здоровье,человек [323]
Интересные факты [309]
Йога,цигун,спорт [127]
Космос,астрономия,НЛО [218]
Люди и судьбы [104]
Наука [105]
Новости и жизнь общества [162]
Паранормальное [243]
Практическая магия [171]
Самопознание,психология [352]
Стихия,климат,экология [76]
Тайны религий [128]
Теории заговора,тайны планеты [119]
Фильмы и видео [697]
Фотоподборки [52]
Фэн-шуй [90]
Цитаты и мысли [66]
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 16
Пользователей: 15
Сейчас комментируют: 1
Яндекс цитирования
МИР НЕПОЗНАННОГО

Главная » 2016 » Апрель » 20 » Сравнительный анализ мировых религий » ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ
08:00
Сравнительный анализ мировых религий



Сравнительный анализ мировых религий


Буддизм

 


Ислам

 


Христианство

 

1. Дата возникновения религии


Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распростране­нию в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.


Ислам(араб.«предание себя Богу»,«покорность») — одна из мировых религий, иначе — мусульманство. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества(в т. ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров(Мекка, Медина).


Христианство возникло в I в. новой эры на территории Восточ­ной части Римской империи в Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа. Такой порядок летоис­числения был предложен в VI в. н. э. До этого все страны Средиземно­морья вели летоисчисление со времени основания Рима. По этому ле­тоисчислению рождение Иисуса Христа совершилось в 747 году от основания Рима

2. Основатель религии


Основатель буддизма – Будда («Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей.

Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся устно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии.


Основателем ислама стал пророк Мухаммед (ок. 570—632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммед предается благочестивым размышлениям.

По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 г. в возрасте 40 лет он получил Откровение на горе Хира во время 40-дневного поста, и слова небесного посланника Джабраила(Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как«надпись». Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 году из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммада за утверждение новой религии — веры в единого Бога(Аллаха) — закончилась победой над языческой Меккой в 630 году.


Основателем христианства является Иисус Христос (Иисус из Назарета, 2 до н.э. Вифлеем – 33 н.э. Иерусалим), сын Бога и богочеловек(то есть совмещает в себе природу божественного и человеческого). Второе лицо в структуре Троицы. Бог Сын воплощающий в себе Слово Божье, посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину Откровения.

Он был сыном бедного плотника из г. Галилеи. До 30 лет жил в полной неизвестности, затем выступил с проповедью никем ранее не слыханного учения. Вокруг него образовался небольшой круг учеников. Но и ученики его не понимали, многочисленные враги преследовали его, пока не восторжествовали над ним, предав его позорной смерти на кресте, как преступника и злодея. Иисус Христос принял смерть на кресте«во искупление грехов человеческих», а затем воскрес и вознесся на небо.

3. Священные тексты

 

Сам Будда, ничего не писал. Монах по имени Упали пересказал все, что он слышал о дисциплине: правилах приема в сангху (монашеская община) и исключения из нее, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Все это было объединено в свод текстов, получивших название Палийский канон(Типитака)

Типитака состоит из тpех частей:

Сутта питака — это сборник сутр, приписываемых Будде и нескольким его ближайшим ученикам, содержащий все основные учения буддизма Тхеpавады.

Виная-питака — это сборник текстов, касающихся правил поведения в повседневной жизни Сангхи — общины бхиккху(получивших посвящение монахов) и бхиккхуни(получивших посвящение монахинь). Виная-питака далеко не ограничивается перечислением правил, в нее также входят истории происхождения каждого правила, подpобное описание того, как Будда решал вопрос сохранения общей гармонии в большой и pазноpодной духовной общине.

Абхидхамма питака – это сборник текстов, в которых основополагающие принципы учения, представленные в Сутта питаке, пеpеpаботаны и организованы в систему, которую можно применять для исследования пpиpоды ума и материи.

Более 500 лет учение Будды существовало в устной традиции и только в конце 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка(современный остров Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. н. э.

Следующее сочинение — Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Удана содержит 80 важных изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Итивуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы.

 

Коран(араб.«чтение вслух, наизусть»; под влиянием сирийск.«кериана» —«чтение священного текста»,«назидание») — главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммедом в форме«пророческих откровений». Коран состоит из 114 глав(сур), расчлененных на 6204 стихов(аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна(» Священное Предание»), состоящая из многочисленных рассказов(хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.

Между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует вечно. Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Хадисы же есть высказывания пророка(то есть человека), которые были произнесены в определенный момент, то есть имеют свое«начало». В то же время во всех случаях хадис нельзя смешивать со словом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же есть фундамент, основа веры.

Шариат(мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

 

Основой христианского вероучения является Библия, которая по убеждению приверженцев есть Слово Боже(иначе«Священное Писание»). Представляет собой два сборника книг, называемых Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет сложившийся в недрах самого христианства.

Слово, которое переводится как«завет», первоначально значило«договор», или«соглашение», то есть обещание Бога благословить избранный Им народ.

Как христиане, так и евреи считают Библию записью договора(завета), заключенного Богом с человеком и открывшегося Моисею на горе Синах.

Ветхий Завет – это часть Библии, комплект иудейских священных книг. В Ветхом Завете собраны разнообразные по форме и содержанию религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода(примерно с XIII по II века до н.э.)

Ветхий Завет был канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базируется на иудаизме.

Новый Завет – это основной(наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства, который составляет вторую часть христианской Библии.

Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о Новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его.

Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса Христа и его учеников, называются Новым Заветом.

В Новый Завет входят:

 — Евангелие

 — Деяния апостолов

 — 21 послание апостолов

 — Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

Существует четыре Евангелия:

 — от Марка(70 год)

 — от Луки(80 год)

 — от Матфея(90 год)

 — от Иоанна(100 год)

Тексты не вошедшие в кодекс Библии, но признанные церковью священными, называются Апокрифами.

4. Основы и особенности вероучения


Основой всего учения, своеобразным объяснением его существования, являются Благородные Истины. Их содержание в общих чертах таково:

— Существует страдание. А с точки зрения буддизма, оно не просто существует, но всякая земная жизнь есть страдание. В том числе и жизнь человека. Рождение, смерть, старость, болезни-всё это страдание, а чувственные удовольствия также являются частью страдания, т.к. человек боится потерять своё счастье, и потом — любое счастье преходяще.

 — Существует причина страдания. Это Тришна – желание, влечение, жажда. В первую очередь – жажда бытия, которая, вкупе с неведением и кармическим законом, приводят в движение Колесо Сансары, т.е. вызывают новые и новые рождения и страдания.

 — Возможно прекращение страданий. В буддизме прекращение страданий возможно только в земной жизни и только в человеческом воплощении. С прекращением желаний прекращаются страдания, но отнюдь не бытие. И этой Истины следует и четвертая, последняя истина.

— Существует путь к освобождению, т.е. прекращению страданий, освобождения от колеса Сансары. Этот путь- Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь состоит из восьми ступеней и делится на три этапа: этап мудрости, этап нравственности и этап сосредоточения или психопрактики.


  1. Правильное понимание(свободное от суеверия и заблуждений)

  2. Правильная мысль(возвышенная, подобающая мудрецу)

  3. Правильная речь(доброжелательная, искренняя, правдивая)

  4. Правильные действия(мирные, честные, чистые)

  5. Правильное усилие(самовоспитание, самообразование)

  6. Правильное поведение(непричинение страданий)

  7. Правильное внимание(активная бдительность сознания)

  8. Правильное сосредоточение(глубокая медитация над смыслом жизни)


Эти ступени помогают человеку достичь самопознания, добродетели и, наконец, самопогружения, результатом которого является состояние нирваны. Нирвана — это избавление, она освобождает человека от боли, ибо в ней погасает огонь желания. достижение нирваны — высшая цель буддиста. Нирвана — это и выход из колеса сансары, то есть непрестанных перевоплощений.

Гаутама систематизировал для учеников свое учение. Его главными составляющими являются«четыре благородные истины»:

• в жизни существует страдание;

• причина страдания — желание;

• страдание исчезает, когда искореняется желание;

• следуя восьмеричному пути, можно достичь просветления.

Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его современники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели — просветлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму(букв. -многобожию) связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых — традиционные индийские божества, а также сам Будда и некоторые из его последователей.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект. Разногласия между сектами вызвали созыв соборов в Рад-жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну(«узкая колесница») и Махаяну(«широкая колесница»). Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна – в северных странах, получив название северного буддизма. Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Тхеравада(«школа старой мудрости») – наиболее ортодоксальное течение в буддизме, получило название Хинаяны(«малой или узкой колесницы»).

В частности, Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. В то же время Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределами Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо – вкушает радость и умиротворённость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом«судьба», а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.

Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра –«колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан(звеньев): неведение обусловливает кармические импульсы(санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер нама-рупы – физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести сфер познания – видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом(манасом); органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают желание(тришна), которое, в свою очередь, порождает привязанность(упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек; привязанность приводит к жажде вечного существования(бхава), следствием чего является рождение, а всякое рождение влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной. Отличие буддизма от других религий заключается в том, что судьба человека зависит только от собственных усилий и от неустанной сознательной работы над собой.

Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в правена спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов(253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста.

Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила(Пять заповедей), сводившийся к следующему:

Воздерживайся от убийства.

Воздерживайся от воровства.

Воздерживайся от блуда.

Воздерживайся ото лжи.

Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти. Едиными для всех буддистов являются буддийские праздники, которые отмечаются по лунному календарю.

 


Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман:

Вера в Аллаха. Каждая сура Корана(кроме 9-й) начинается

с его восхваления:«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…»

Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. Вера в ангелов демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха.

Вера в святость Корана. Он считается Словом Божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение около 23 лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах — это единст­венный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существо­вание. Для ислама характерна также вера в пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим(Авраам), Муса(Моисей), Пух(Ной), Иса(Иисус). Однако главное значение придает­ся«печати пророков»,»посланнику Аллаха» — Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит«Нет Бога кро­ме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. Какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Ал­лах на Страшном суде. Заступничество Мухаммеда может смяг­чить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и на­править его в рай.

В исламе очень сильно выражена вера в божественное предо­пределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти«столпов веры»(аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.

Первое культовое предписание — произнесение вслух махады — основного положения символа веры —«Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.

Второе культовое предписание — ежедневный пятикратный ритуал — намаз(молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Пер­вая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, об­ряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, кото­рая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

Третье культовое предписание — соблюдение поста(перс. ура-за) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глу­боких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.

Четвертое культовое предписание — закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добро­вольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязан­ность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода.

Пятым культовым предписанием является хадж паломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Ка­абы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского кален­даря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состоя­ния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

Помимо выполнения этих обязательных предписаний в му­сульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров.

Кааба — это священный храм в Мекке — четырехугольное каменное здание(кааба в переводе с араб­ского означает куб) высотой примерно 10 метров, шириной — 8, с пло­ской крышей, без окон. Прийти к Каабе и прижаться губами к«черному кам­ню», означает для мусульманина исполнить завещание пророка Му­хаммеда. Кааба как святилище, в котором пребывает Аллах, играет огромную роль во всей религиозно-культовой деятельности ислама. Во время молитвы благочестивый мусульманин должен обратиться в сторону Каабы. Считается, что только в этом случае молитва будет действенной, услышанной Аллахом.

В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исла­ме, является и поклонение святым местам — мазарам. Мазарами счи­таются различные древние сооружения, могильные холмы, места за­хоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считает­ся и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим мес­там, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему.

Как и в других религиях, значительная роль в культовой сис­теме ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.

.


Основные положения христианской церкви –

догматы – определены в 12 членах Символа веры.

Среди них важнейшими догматами являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. д. Итак в результате первых семи Вселенских соборов сформи­ровалось православное вероучение. Это вероучение ежедневно вос­производится верующими христианами в виде молитвы —«Ве­рую», как знак признания основных положений вероучения. Корот­ко содержание православного вероучения можно представить следующим образом:

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, пред­ставляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа — Бога Сына, который вочеловечился(т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и доброволь­но принес себя в жертву за грехи человечества(был распят на крес­те и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники вечно му­читься. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По пра­вославному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является«мистическим телом Иисуса Хри­ста», посредником между Богом и человеком.

В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов — та­инств. Таинство крещения — это одно из главных таинств, символизи­рующих принятие человека в лоно христианской церкви. соверше­ние таинства причащения или святой евхаристии(благодарствен­ной жертвы). Совершение таинства покаяния(исповеди) является непре­менным атрибутом религиозной жизни православного христианина. Таинство миропомазания также важная составная часть многих культовых действий. В православной церкви миропомаза­ние совершается сразу за обрядом крещения. Таинство брака — церковное освещение обряда бракосочета­ния или венчания — это также важный момент религиозной жизни человека. Таинство елеосвящения(соборования) совершается над больным человеком. Обряд состоит в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом — елеем, сопровождаемым чтением молитв, в которых священнослужители просят Бога нис­послать больным выздоровление. Таинство священства совершается на основе специального обряда хиротонии — рукоположения, в процессе которого осуще­ствляется возложение рук вышестоящего служителя культа — на голову посвящаемого. Считается, что в момент возложения рук епископа на голову посвящаемого в пресвитеры или в диаконы, по­следнему передается божественная благодать, делающая его по­средником между Богом и людьми Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.. Поклонение кресту — один из важнейших элементов право­славного культа. Крест является символом христианской веры. Культ икон — живописных или рельефных изображений Бо­га-Отца, Бога-Сына, Бога Святого Духа, Троицы, Богоматери, свя­тых, евангелистов и т. д. имеет широкое распространение в право­славии. Православные верующие почитают также святые мощи. С культом мощей тесно связан культ святых. Важное место в православном культе занимают праздники и посты.

Православие при­нимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католи­цизм же продолжал развивать свою догматику на последующих со­борах. Поэтому основу вероучения католицизма составляет не толь­ко Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Римского папы. Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, по­падают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище — промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешни­ков, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен«добрыми дела­ми». С этим догматом тесно связано учение о запасе добрых дел. На основе этого учения в Средние века, вплоть до XIX века, широкое распространение в католицизме получила практика прода­жи индульгенций. Индульгенция(в переводе с лат. милость) — это папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов. Для католицизма характерно возвышенное почитание Бого­родицы — Матери Иисуса Христа — Девы Марии. в 1854 году папа Пий I провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В продолжении этой традиции в 1950 году папа Пий XII ут­вердил догмат о телесном вознесении Богоматери, Одной из специфических особенностей католицизма являет­ся учение о главенстве папы Римского над всеми христианами. Это учение связано с претензией католицизма быть единственным, ис­тинным и полным воплощением христианства, на I Ватиканском соборе(1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Согласно этому догмату, Папа Римский выступая официально(ex kathedra) по вопросам веры и морали, непогрешим. Иначе говоря, во всех офи­циальных документах, публичных выступлениях устами Папы го­ворит сам Бог.

Важное отличие католицизма от православия состоит в соци­альном положении священников. В католицизме же, начи­ная с XI века, действует целибат — обязательное безбрачие духо­венства, в отличие от православия. В православии духовенство делит­ся на две категории: черное и белое. Черное духовенство — это мона­хи. Белое — священнослужители, которые не принимали обета без­брачия. Высшими должностными лицами в православии, начиная с епископов, могут быть только монахи. Приходские священники, как правило, относятся к белому духовенству. Своеобразие католицизма проявляется не только в вероуче­нии, но и культовой деятельности, в том числе и в совершении семи таинств. Так, например, таинство крещения производится путем об­ливания водой или погружения в воду. Таинство миропомазания в католицизме называется конфирмацией. Если у православных это таинство совершается вскоре после рождения, то в католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7— 12 лет. Таинство причащения(евхаристии у православных) совершается на квасном тесте. Православная просфора представляет со­бой маленькую булочку. В католицизме же просфора печется из пресного теста в виде маленького блинчика.

Различается и процесс богослужения. В православном храме богослужение совершается стоя или верующие могут стоять на ко­ленях. В католическом храме верующие сидят во время богослуже­ния и стают только при пении определенных молитв. В православном храме в процессе богослужения в виде музыкального оформления звучит только человеческий голос: поет священник, дьякон, хор и ве­рующие. В католическом храме присутствует инструментальное со­провождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сде­лать вывод, что католическая месса носит более пышный, празднич­ный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.

Канонических правил, строго различающих внешний вид и уб­ранство храмов, в православии и католицизме не существует. Одна­ко в православном храме преобладают живописные произведения — иконы. Святое место — алтарь отгорожено от основного зала специ­альным сооружением — иконостасом. В католическом храме алтарь открыт для всех взоров и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим же культовым эле­ментом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих различные этапы«Крестного пути Господня».

5. Форма организации


В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих – сангха, которая формируется в 

определенном буддийском храме или монастыре. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути.

Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину(виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом(или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам – это их обязанность и добродетель. Монахи, в свою очередь, учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в Тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме Махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Хотя последние в широком смысле также являются сангхами. Вместе с тем, буддийская община – вполне конкретное объединение монахов или монахинь, принадлежащих к какой-либо школе, направлению буддизма или монастырю. Монахи, как правило, не являются священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Членом общины может стать каждый, независимо от пола(хотя женских монашеских общин значительно меньше, чем мужских), национальности, цвета кожи, социального положения. Обряд посвящения в монахи несложен, во многих странах он связан с повторением трехчленной формулы:«Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе». В буддизме тибетского толка ламы подразделяются по степени посвящения на ряд категорий: низшие(бандн) дают всего 5 обетов, гецул – 36 обетов(при 5-7 годах учебы), высшая категория – гелунги(253 обета).


Религиозным центром, местом проведения культовых мероприя­тий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, чита­ются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть — это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решают­ся текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создают­ся школы — мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специа­листов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой цен­трализованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.

Возглавляет религиозную общину имам(впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных ме­четях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это мо­жет быть специально подготовленный человек, окончивший духов­ное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государст­венной религией, муфтий назначается правительством.


Персональной главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси; Согласно Уставу Русской право­славной церкви он имеет первенство чести перед епископами, управ­ляет церковью совместно со Священным Синодами подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх избирается на должность пожизненно на Поместном соборе. В период между собо­рами ему принадлежит высшая власть в вопросах вероучения, цер­ковного управления и суда. Он назначает и контролирует деятель­ность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными наградами(орденами и медалями Святого Владимира трех степеней) и осуществляет связи с другими Церквами и органи­зациями и т. д.

Патриарх правит церковью вместе со Священным Синодом. Священный Синод состоит из председателя(патриарха), пяти посто­янных и пяти временных членов(епархиальных архиереев). Для организации текущей деятельности РПЦ в Священном Си­ноде создано 8 отделов: внешних церковных сношений, учебный, уп­равления делами патриархии, хозяйственный, пенсионный, издатель­ский, благотворительности и социального служения, катехизации.

В административном отношении РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии включают благочинные округа, округа делятся на приходы.

Приход — является первичной ячейкой РПЦ. Главой прихода является священник, который руководит его деятельностью с помо­щью выборного органа мирян — церковного совета. Церковный со­вет, как правило, имеет старосту, заместителя старосты, казначея и не менее трех членов ревизионной комиссии.

. В отличие от право­славия, католицизм объединен в единую централизованную органи­зацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан и главу Католической церкви — Папу Римского.

Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое го­сударство, располагающееся в центре столицы Италии — городе Рим. Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадле­жит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Цент­ральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Каждая национальная церковь управляется назначаемым Па­пой высшим иерархом — кардиналом, патриархом, митрополитом, архиепископом или епископом. Вся территория национальных церк­вей разбита на епархии, во главе которых стоит иерарх, в зависимо­сти от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Первичной структурной единицей католической церкви, так же как и православной, является приход, во главе кото­рого стоит священнослужитель.

6. Основные символы

Колесо закона, Дхарма — главный символбуддизма.
Двумя главными символами Буддизма служат изображения самого Будды, сидящего в позе Лотоса, и Дхарма чакра(колесо закона).Другими распространенными в буддизме символами являются Буддийский флаг, Бхвачакра(Колесо жизни) и оранжевый цвет.

Символ ислама – звезда и полумесяц.

Символы христианства – православный и католический крест.

7. Религия в современном мире


В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов буддистов. Буддизм распостранен в странах Азии(Индия, Тайланд, Тибет, Корея, Манголия, Лаос, Индонезия и т.д.)


Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют около 1 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10% в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии. Кроме того, имеется значительное количество мусульман в США, Китае, Европе, республиках бывшего СССР и Южной Америке.


В настоящее время число приверженцев христианства во всем мире превышает 2 млрд, из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке — 180—250 млн(сша — 160—225 млн, Канада — 25 млн), в Азии — около 300 млн, в Африке — 300—400 млн, в Австралии — 14 млн. Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — около 1 млрд, протестантов — около 400 млн(в том числе 100 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей(«нехалкидонские» церкви и несториане) — около 240 млн, англикан — около 70 млн, григориан — 10 млн.









Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
Категория: Тайны религий | Материал подготовлен: http://planetatain.ru/| Просмотров: 194 | Добавил: ПланетаТайн| | Теги: мировых, религий, Анализ, сравнительный | Рейтинг: 5.0/3

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0

По этой теме смотрите:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Беседка


Последние комментарии











загрузка...