Принято считать, что средние века были полны грязи и зловония. Но каково было отношение к наготе в это время? Оказавшись в тех условиях сегодня, мы, наверное, сгорели бы от стыда.
Может быть, дело было не в наготе как таковой, а скорее в религиозных убеждениях. Для средневековых христиан нагота считалась грехом, а запах — верным оружием для отпугивания всякой нечисти. Но к счастью, не во всем мире разделяли европейские взгляды.
В этом европейские государства сильно отличались от мусульманских стран, для которых нагота и связанное с ней очищение тела означали определенный способ поддержания своего здоровья. Арабские врачи того времени были гораздо более продвинутыми, чем западные, и правильно понимали важность чистоты и гигиены.
Таким образом, в средневековых городах таких как Мекка, Марракеш, Каир и Стамбул было много воды и бань, обеспечиваемых хорошо обслуживаемыми акведуками. Их подход к наготе и чистоте тела был четким и, по их мнению, оправданным.
В Европе, вопреки расхожему мнению тоже не было недостатка в подобных заведениях. Проблема заключалась в том, что эти места, изначально предназначенные для очищения тела, служили здесь борделями и были пристанищем для местной проституции. Это привело к тому, что места, где люди должны были мыться, стали местами, к которым многие испытывали отвращение. И отношение к наготе здесь было пренебрежительным.
Ни нагота, ни гигиена в средневековой Европе не приветствовались. Жители средневековой Европы как иногда шутят историки, были людьми, чей запах подмышек почти наверняка сотрет эмаль с ваших задних зубов.
Причина “санитарной катастрофы” была проста, и в целом люди были не виноваты. Христианская церковь косвенно способствовала распространению грязи и зловония. Именно она пресекла любые попытки «купаться». Церковь всеми силами пыталась ограничить наготу и связанную с ней сексуальную распущенность, и поэтому ее отношение к купанию было весьма принципиальным.
Мало того, что публичное купание означало вышеупомянутую наготу и своего рода греховное влечение для христиан, считалось даже, что жар, связанный с купанием в банях, возбуждал чувство похоти. Таким образом, многие монахи, отшельники и святые считали омовение признаком тщеславия и половой развратности, а грязь — синонимом благочестия и смирения.
Отсутствие канализации и низкая гигиеническая грамотность населения, безусловно, тоже сыграли далеко не последнюю роль. Горожане любили выбрасывать мусор, часто смешанный с потрохами и другими «гнилыми» вещами, прямо на улицу, и поэтому жизнь на улице была больше похожа на страдание, чем на то, что мы привыкли видеть сейчас.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
|