Пашупатинатх — крупный индуистский храмовый комплекс,
расположенный по сторонам реки Багмати на окраине столицы Непала
Катманду. Он считается важнейшим в мире священным храмом Шивы (Пашупати -
царь животных, господин всех живых существ). 


В 1979-м г. долине близ Катманду, где находится Храмовый комплекс
Пашупатинатх, был присвоен статус "Всемирного наследия ЮНЕСКО". А из-за
бесконтрольной застройки в 2003 году сам храмовый комплекс занесли в
"Красный список исчезающих объектов". Каждый день Пашупатинатх посещают тысячи паломников из Непала, Индии,
со всего мира. В конце февраля - начале марта празднуется
Маха-Шиваратри или Ночь Шивы. В этот день на праздничные церемонии к
храму сходятся десятки тысяч индуистов и туристов. Местные жители очень почитают Пашупатинатх, огромное число непальцев
ежедневно посещают храм ранним утром, чтобы получить благословение Шивы. Основные храмы находятся на западном берегу Багмати. Для иностранцев
вход в большой храмовый двор закрыт, однако комплекс отлично
просматривается с противоположного берега реки - отсюда также возможно
наблюдать погребальные церемонии. Вдоль реки построены площадки для
погребальных костров. У многих храмов есть "дома ожидающих смерти" -
сюда приходят старики, чтобы прожить последние дни под присмотром
астрологов, которые точно определяют момент их ухода из жизни. К северу
от моста - костры для умерших из высших каст, среди них особый постамент
для членов королевского рода. К югу от моста — постаменты для
представителей низших каст. Погребальный ритуал - сложная процедура,
однако правильное её исполнение помогает удачному перерождению. После
сожжения прах отпускают вниз по течению реки.



В Багмати, так же как и в Ганге, принято омовение с целью ритуального
очищения. Мёртвых перед сожжением так же омывают. По реке часто пускают
жертвенные вещи, которые бродячие саддху (бродяги-йоги) потом
вылавливают ниже по течению. За костровыми площадками расположены пещеры
отшельников. Им приносят еду. Рядом с храмами расположен приют Матери Терезы, где выдают еду нищим.
При этом приюте находится несколько индийских храмов (шикар) в виде
свечек. Возле главного храма находится место, где Агари-баба с учениками
каждый день кормят бродячих животных. На противоположной стороне реки расположены 11 небольших шиваистских
храмов с лингамами (статуя, изображающая половой орган Шивы) и йони
(символ женского полового органа). Всего в комплексе 108 статуй. По
лестнице вверх дорога в обезьяний парк, где живут сотни обезьян, ведь
Пашупати — это покровитель животных. 
В глубине парка на вершине холма находится Гокарнатский храм, тропа к
кторому охраняется полицейскими, которые запрещают туристам сходить с
неё. Ещё дальше - большой комплекс Гухъешвари (или Храм Йони, куда ходят
молится мужчины, тогда как женщины воздают хвалу лингамам Шивы), по
другую сторону от него храм Вишварут.  Шива-лингам 



В парке Пашупатинатх можно встретить много садху. С горизонтальными
линиями на лбу - это шиваистские бродячие йоги, они носят в руках
трезубец - символ Шивы. Садху, в отличие от простых смертных, не ищут
права на лучшее перерождение, а стремятся выйти из колеса реинкарнаций
уже в этой жизни. Поэтому их не сжигают на кострах. Они одеваются в
чистую одежду ярко-оранжевых цветов и, демонстрируя асаны, зарабатывают
деньги, которые им подают туристы. В свободное от "работы" время садху
курят наркотические сигары и "улетают" в астрал. 

Ещё одно интересное место в Пашупатинатхе - это площадка, где сидит
Милхи-баба - святой старец, который питается исключительно молоком. Над
ним можно прочесть табличку на английском: «Великий святой Милхи-баба», и
дальше биография дедушки. 
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
|