Воскресенье, 04.12.2016, 11:08
Привет, Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход | Контакты | Личные сообщения ()

Аномалии и феномены [123]Астрология,нумерология [261]Вокруг света [147]Гипотезы и версии [524]Загадки истории [360]
Здоровье,человек [322]Интересные факты [308]Йога,цигун,спорт [127]Космос,астрономия,НЛО [215]Люди и судьбы [102]
Наука [102]Новости и жизнь общества [160]Паранормальное [243]Практическая магия [169]Самопознание,психология [349]
Стихия,климат,экология [76]Тайны религий [128]Теории заговора,тайны планеты [119]Фильмы и видео [688]Фотоподборки [52]
Фэн-шуй [89]Цитаты и мысли [66]
НАША ПЛАНЕТА.МИР ВОКРУГ НАСНАША ПЛАНЕТАИЗ ЖИЗНИ.РУАРХИВФОРУМ ПЛАНЕТЫ ТАЙНПРАВИЛА
Меню сайта
загрузка...
НА ПЛАНЕТЕ ТАЙН
Аномалии и феномены [123]
Астрология,нумерология [261]
Вокруг света [147]
Гипотезы и версии [524]
Загадки истории [360]
Здоровье,человек [322]
Интересные факты [308]
Йога,цигун,спорт [127]
Космос,астрономия,НЛО [215]
Люди и судьбы [102]
Наука [102]
Новости и жизнь общества [160]
Паранормальное [243]
Практическая магия [169]
Самопознание,психология [349]
Стихия,климат,экология [76]
Тайны религий [128]
Теории заговора,тайны планеты [119]
Фильмы и видео [688]
Фотоподборки [52]
Фэн-шуй [89]
Цитаты и мысли [66]
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 55
Пользователей: 54
Сейчас комментируют: 1
Яндекс цитирования
МИР НЕПОЗНАННОГО

Главная » 2016 » Апрель » 3 » Каждый ребенок особенный » ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ
08:15
Каждый ребенок особенный




Последние пару лет все, кто имеет хоть какое-то отношение к образованию – от чиновников до родителей – только и говорят об инклюзии: совместном обучении обычных школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В России инклюзия пока на стадии эксперимента, но во многих западных странах такая практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий. Стоит ли опять равняться на Америку с Европой – или же искать свой путь? Давайте разберемся.

Ломать – не строить

К слову, в данном вопросе свой путь давно уже найден – еще в советские времена. Для детей с ОВЗ были созданы коррекционные школы, которые учитывали особенности развития и здоровья детей с особыми потребностями – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, интеллектуальными проблемами. В таких учреждениях работали не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, логопеды, сурдопедагоги и другие высококлассные специалисты. Общеобразовательные программы адаптировались с учетом особенностей учеников школы определенного вида (всего их восемь). В классах находилось не более 14 человек, что обеспечивало если не совсем индивидуальный подход к ребенку, то, во всяком случае, более внимательный, нежели в общеобразовательных школах, где (в зависимости от времени и региона) обучалось от 20 до 42(!) детей. Сам процесс образования длился немного дольше – и дети с ОВЗ успевали в своем темпе освоить общеобразовательную программу. Практически во всех школах выпускники получали свидетельство о неполном среднем образовании, после чего могли спокойно поступать в училища (ныне именуемые колледжами), в старшие классы средних школ, а затем, по возможности, и в вузы. Исключение составляли только школы VIII вида (здесь по окончании выдается справка) – но если способности ребенка позволяют, он вполне может получить полное среднее образование в вечерней школе. Кстати, у VIII вида были и свои преимущества: все выпускники овладевали рабочими специальностями и, как правило, довольно успешно адаптировались во взрослой жизни.

Так зачем изобретать велосипед? Сразу возникают нехорошие мысли об экономии бюджета за счет самых незащищенных – детей с особыми потребностями. Впрочем, не будем торопиться с выводами: чем обернется инклюзия для наших детей, покажет время. А пока давайте прислушаемся к мнению специалиста. О своем видении инклюзивного образования в России расскажет детский психолог, нейропсихолог Мария Михайловна Коркунова.

Благие намерения

В ряде стран инклюзивное образование действительно приводит к отличным результатам: дети с ОВЗ учатся в обычных школах – но по специальным (нередко – индивидуальным) программам. С ними постоянно работают психологи и коррекционные педагоги, при необходимости к учащемуся «прикрепляется» тьютор (от английского tutor: наставник, защитник, опекун) – человек, который сопровождает ученика, помогает в решении сложных ситуаций). Совсем недавно эта профессия появилась и в России, однако в наших школах такие специалисты пока не встречаются (за исключением нескольких экспериментальных заведений). И, главное, за рубежом система инклюзивного образования складывалась десятилетиями – у нас же пока находится на стадии эксперимента. А вот работа в коррекционных классах и школах именно в России была разработана на высшем уровне. Большинство педагогов, которые работали с «особыми» детьми, были высококлассными специалистами, а главное, людьми с редкими человеческими качествами (говорю это на основе личного общения учителями и дефектологами коррекционных школ). Они делали все возможное, чтобы адаптировать своих подопечных к нормальной жизни в обществе – и добивались отличных результатов. Будет очень обидно, если этот, бесспорно, успешный опыт, канет в Лету…

На мой взгляд, сейчас массовая интеграция детей с ОВЗ в обычные школы просто невозможна, и на то имеются веские причины:

· Нет гибких образовательных стандартов.

· Учебные планы массовых школ не соответствуют особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ.

· Большинство педагогов не имеют представления о специфике психофизического развития детей с ОВЗ, методиках образовательного и коррекционного процесса.

· Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательных школ под нужды «особых» детей (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования и т.д.).

· Отсутствие в штатном расписании школ общего типа дополнительных ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги, тьюторы) и медицинских работников.

Как вы понимаете, при таких условиях ребенок с ОВЗ, придя в школу, будет просто отсиживать уроки, рискуя остаться без аттестата. Программа обучения общая для всех, и оценка результатов ее усвоения тоже. Общение со здоровыми детьми в данном случае, пожалуй, единственный плюс, да и то сомнительный (о чем расскажу чуть позже).

На мой взгляд, система инклюзии работает, когда на базе школы в качестве экспериментальной площадки (такие школы есть в Москве, их всего около десяти) создаются коррекционные классы со специальной программой для детей с определенным видом нарушений (задержкой психического развития, ДЦП и пр.). Но никак не «полный комплекс», иначе возникнет серьезная проблема со специалистами. Так, постепенно, посещая вместе с детьми из обычных классов общие предметы, участвуя в праздниках, проектах, творчестве, общаясь на продленке и на переменах, «особые» дети при помощи специалистов адаптируются к общеобразовательной школе.

Инклюзия по-русски

Но, повторюсь, таких школ считанные единицы. Что же касается отношения логопедов и дефектологов, с которыми я работаю, к инклюзивному образованию в массовых школах (в том виде, в котором оно существует сейчас), оно резко отрицательное. Причина очевидна: дети с ОВЗ, обучающиеся в обычных классах, не усваивают программу. К тому же, осознавая собственную неуспешность, приобретают и психологические комплексы.

Учителя тоже высказываются против такой инклюзии: коррекционных педагогов катастрофически не хватает (а то и вовсе нет), сами предметники (за редким исключением) не горят желанием получать дополнительное образование. А еще говорят, что им «своей инклюзии достаточно», имея в виду второгодников, неаттестованных учеников. Среди них – и педагогически запущенные дети из неблагополучных семей, и ребята с ЗПР (кстати, школ и классов для учащихся с задержкой развития в столице уже практически не осталось). Вытягивать таких детей по общей программе в обычных условиях очень сложно, а при отсутствии специалистов – почти не реально. Тем не менее, создавать коррекционные классы администрация не торопится, хотя детей, нуждающихся в специальной помощи, достаточно и в обычных учебных заведениях. Ведь поступить в массовую школу по прописке по закону имеет право каждый ребенок – безо всяких тестов и экзаменов. Родители будущих первоклассников не всегда осознают проблемы своих детей. А вот когда начинается учеба, порой выявляются серьезные трудности.

Пара слов о толерантности

О которой, собственно, твердит весь мир – ну, и мы не отстаем. Воспитание терпимости, способности принимать другого человека таким, какой он есть, со всеми особенностями – один из постулатов инклюзивного образования. Посыл, безусловно, гуманный. Вот только наивно полагать, что поместив особого ребенка в обычный класс, проблема решится сама собой. Скорее, все произойдет с точностью до наоборот.

Дело в том, что на данный момент в нашей общеобразовательной системе толерантность – нечто из области фантастики. Во многих школах процветает психологическая травля (или, как теперь говорят, буллинг – от английского bully – хулиган, грубиян, насильник), учеников, учителей, психологов. Только представьте в такой «душевной» атмосфере ребенка с ОВЗ и подумайте, каково ему придется. Хорошо, если в школе работает специалист по урегулированию конфликтов. Или директор принимает участие в защите прав своих сотрудников и учеников. Но, увы, пока это, скорее, исключения, чем правило.

Но, несмотря ни на что, мы активно движемся в сторону инклюзии. Взять хотя бы массовый процесс слияния школ в единые образовательные центры. Языковые гимназии объединяются со школами V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи), лицеи для одаренных детей – со школами для учащихся с девиантным (отклоняющимся от социальных норм) поведением. Бюджет перераспределяется, ставки отдельных сотрудников сокращаются. И это только начало.






Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
Категория: Новости и жизнь общества | Материал подготовлен: http://planetatain.ru/| Просмотров: 145 | Добавил: ПланетаТайн| | Теги: Ребенок, Особенный, каждый | Рейтинг: 5.0/1

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0

По этой теме смотрите:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Беседка


Последние комментарии











загрузка...