Воскресенье, 22.10.2017, 20:08
Привет, Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход | Контакты| Личные сообщения ()

Аномалии и феномены [690]Астрология,предсказания [751]Вокруг света [353]Гипотезы и версии [1105]Загадки истории [1275]
Здоровье,человек [763]Интересные факты [1282]Космос,астрономия [607]Люди и судьбы [336]Наука и технологии [277]
Новости и жизнь общества [841]Паранормальное [628]Практическая магия [408]Прогнозы ученых, исследования [255]Самопознание,психология [825]
Спорт и йога [182]Стихия,климат,экология [684]Тайны религий [260]Теории заговора,тайны планеты [407]Уфология и НЛО [382]
Фильмы и видео [1682]Фотоподборки и смешные кадры [502]Фэн-шуй [125]Цитаты и мысли [180]Частное мнение [183]

НАША ПЛАНЕТАВТОРАЯ ПЛАНЕТАИЗ ЖИЗНИ.РУФОРУМГЛАВНАЯ ПРАВИЛА
Меню сайта


Загрузка...

Календарь

Статистика

Онлайн всего: 36
Пользователей: 35
Сейчас комментируют: 1

Яндекс цитирования
Главная » 2017 » Август » 5 » Как не подрались Пересеет с Челубеем » ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ
09:54
Как не подрались Пересеет с Челубеем


21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) в России отмечается как День воинской славы - в память о победе русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 года. Но и сегодня, 635 лет спустя, продолжаются споры и обсуждения вокруг ключевых событий и персонажей Куликовской битвы.

Один вопрос, похоже, все же прояснен: современная наука установила, что сражение на поле Куликове состоялось и что место его локализовано - после длительных поисков удалось найти в земле материальные свидетельства битвы в виде обломков снаряжения и оружия. Но ученые сомневаются, что в битве у речки Непрядвы участвовали десятки, а то и сотни тысяч воинов, как об этом часто писали. Палеогеография поля Куликова свидетельствует, что место сражения - относительно небольшая поляна (10 км в длину и не более километра в ширину), и на ней могли уместиться от силы 10 тысяч воинов с каждой стороны.

Немало споров в науке вызывает оценка личности князя Дмитрия Донского. Неверно представлять его только как бестрепетного борца, единственной целью которого всегда было освобождение Руси от монголо-татарского ига. Нет, Дмитрий был человеком и правителем своего времени, он вел почти непрерывную, причем часто нечистоплотную, борьбу с собратьями - русскими князьями, не гнушался ради власти унижаться в Орде.

В начале 1360-х годов он, говоря словами летописи, «сперся о великом княжении» с суздальскими князьями, а потом с тверскими. В1368 году, выманив «с любовию, по крестному целованию» в Москву тверского князя Михаила Александровича, Дмитрий вероломно схватил его и заточил в тюрьму - «истому». Лишь угроза набега ордынцев, которым жаловались на Москву тверичи, заставила Дмитрия отпустить своего знатного пленника, обладателя золотого ярлыка - символа власти над Русским улусом Золотой Орды.

Стоило монголо-татарам отъехать от Москвы, как Дмитрий начал войну с Тверью за ярлык, но овладел им все-таки хитростью. Он поехал в Орду и подружился с эмиром Мамаем, который, захватив верховную власть, выдал своему русскому другу золотой ярлык. А чтобы тверичи не пытались тотчас перехватить этот бесценный знак власти, Дмитрий фактически купил у ордынцев за огромнейшую по тем временам сумму в 10 тысяч рублей сына князя Михаила Тверского, княжича Ивана, который тогда находился в Орде как аманат - заложник хана.

Три года продержал Дмитрий юного княжича заложником в истоме. Дорого обошелся этот «бизнес» Москве: следом за Дмитрием из Орды пришли многочисленные кредиторы, у которых он назанимал денег на покупку пленника, и на Русь наложили дополнительную тяжкую дань. Но при этом Мамай, дав золотой ярлык Дмитрию, долго не отбирал золотого ярлыка и у тверского князя Михаила. В этом состояла хитрая политика Орды - разделять и властвовать.

В 1371 году Дмитрий совершил новый поход на своих собратьев - он дотла разорил Рязань. В1375 году с огромным войском союзных князей князь Дмитрий Иванович осадил Тверь и принудил тверского князя Михаила заключить мир на условиях Москвы:
«А буде нас (Дмитрия) сводить с княжения татары и станут предлагать тебе (Михаилу) нашу вотчину, великое княжение, и тебе его не брать до самой смерти». Впервые тверской князь под влиянием силы в такой даннической форме признал верховенство Москвы и при этом называл себя «молодшим братом» Дмитрия.

Примечательно, что в текст московско-тверского договора включили ставшую потом для Москвы типичной норму, которой узаконивали доносительство: «И ты (князь Михаил)... если узнаешь от христианина или от поганого добрую или дурную весть о нас, то сообщай нам по правде, по своей клятве, без хитрости». После этого ясно, отчего в 1380 году на Куликовом поле не было ни тверичей, ни рязанцев, ни других князей, ранее жестоко утесняемых князем Дмитрием. Для них он был не лучше татарина Мамая.

По тем же причинам не рвались на поле Куликово и новгородцы. В «Сказании о Мамаевом побоище» (не раньше конца XVI века, то есть по времени, отстоящем от Куликовской битвы не менее чем на столетие) говорится об участии в сражении новгородских полков, поскольку автор был убежден, что на это сражение собралась вся Русская земля. На самом деле новгородцы в битве не участвовали. И здесь автор опять невольно списывает с древней летописи слова, которые во времена Московского великого княжества уже звучали анахронизмом: «...совокупя всю русь и словены». А ведь так писали в седые времена варягов!

Так что представлять Дмитрия неким бесспорным общерусским вождем можно с большими оговорками, хотя нужно признать, что перед Куликовской битвой, а ранее - в походах на Тверь он сумел силой и хитростью подчинить себе десятки мелких удельных князей.

Встречаются в «Сказании» и другие нестыковки.
Во всех учебниках по отечественной истории можно найти картину Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Так вот, в летописях, в Житии Сергия Радонежского, в «Задонщине» - исторических произведениях, по времени наиболее близких к 1380 году, - нет никаких сведений об этом поединке перед битвой, хотя Пересвет и Ослябя среди участников сражения упоминаются.

И только в «Сказании о Мамаевом побоище» возникает эта героическая история. Причем подается она в гиперболизированном виде: «...выеде злой печенег <...>, подобен бо древнему Голиаду (Голиафу): пяти сажен высота его, а три сажени ширина его». «Какой еще такой „печенег»?» - удивится читатель, убежденный с детских лет, что Пересвету противостоял татарин Челубей (в других списках «Сказания» - Темир-мурза, Таврул). А дело в том, что на автора «Сказания», по-видимому, оказало влияние красочное описание подвига молодого кожемяки (кожевника) времен Владимира Красное Солнышко, содержавшееся в летописи. Как известно, этот могучий юноша вышел перед битвой против «превеликого зело и страшного» печенега-поединщика и, не мудрствуя лукаво, поднял соперника над землей (как Зевс Антея) и задушил его в своих железных объятьях («удави печенега в руку до смерть»). Прибегнув к такой реминисценции, неизвестный нам автор «Сказания о Мамаевом побоище» возвеличивал подвиг, совершенный русским воином на Непрядве.

По этой же причине автор «Сказания» не смог обойтись и без знаковой для подобного исторического момента встречи Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Ивановича. Между тем об этом свидании ранние источники также молчат, что неслучайно: известие о приходе на Русь Мамая было получено в Москве внезапно, и великому князю пришлось спешно собирать войска для похода за Оку, чтобы не дать монголо-татарам прорваться в Москве. Времени на поездку в Троицкий монастырь уже не было, и встреча Сергия Радонежского и князя Дмитрия вряд ли могла состояться. Более правдоподобна версия, согласно которой благословение от преподобного князь Дмитрий получил во время похода от посланного Сергием монаха Пересвета.

Резонен вопрос: а что же было на самом деле? Как считает известный российский исследователь Андрей Никитин, реально существовавший Александр Пересвет, брянский боярин, привез великому князю Дмитрию Ивановичу, стоявшему в одном переходе от Непрядвы, послание от преподобного Сергия с благословением на ратный подвиг, а также просфору. Сам же Пересвет участвовал в сражении и погиб, возможно, одним из первых, ибо находился в передовом полку, в первом ряду воинов. Ослябя же, его родственник, также участвовал в сражении, но остался в живых.

Так что поединка, изображенного Авиловым, не было. Наиболее соответствует действительности запись в летописи о начале сражения, когда оба войска сошлись в краткой (всего на три часа!), но смертельной схватке: «И ту исполчишася обои и устремишася на бой и соступишася обои, и бысть на долже часе брань крепка зело и сеча зла...»
Но речь, конечно, не идет о фальсификации или подлоге, ибо «Сказание» - художественное произведение русской древности, сочиненное неизвестным автором по всем законам жанра сказания.

Что же касается итогов Куликовской битвы, не следует видеть в ней событие, которое возвысило Москву как организатора и даже идеолога воссоединения Руси, лидера ее освобождения от иностранного ига. В конечном счете, плодами Куликовской битвы воспользовался... хан Тохтамыш (правильнее - Туктамыш). Он даже похвалил Дмитрия, который блестяще расправился с узурпатором нечингизидом Мамаем (а на троне Золотой Орды должен сидеть только потомок Чингисхана, кем и был Тохтамыш) и дал возможность Тохтамышу объединить Орду под своей властью.

Битва на Куликовом поле не позволила Москве освободиться от ига. Более того, с политической и военной точек зрения победа оказалась пирровой: в итоге Орда усилилась, а Русь оказалась ослабленной потерями. Попытка Дмитрия проигнорировать требование Тохтамыша «встать у стремени хана» и платить дань («выход») кончилась для Москвы скверно: в 1382 году Тохтамыш совершил набег на Русь, который был сравним со страшным походом Бату-хана в 1237 году. Хан сжег Москву и «христиан, - пишет летописец, - всех изрубили такое множество, что начали у окаянных плечи болеть». Потом ордынцы огнем и мечом прошлись по всей Руси, сжигая города, убивая и уводя в полон людей.

«Не на что было смотреть, - записал современник, - разве что земля, и пыль, и прах, и пепел, и много трупов мертвых лежало, и святые церкви лежали разорены».
Ко всему прочему, в отместку за непослушание на Русь была наложена «великая дань тяжкая по всему великому княжеству - от всякого, без послабления, от всякой деревни - по полтине».

После гибели Москвы князь Дмитрий вновь смирился с игом и в 1383 году послал к хану аманатом своего сына Василия с огромным двухгодовым выходом в 8 тысяч рублей, да пообещал еще, в обмен на золотой ярлык, выплатить долг за все предыдущие годы своего «упрямства», когда он отказывался платить выход Мамаю. Подобных щедрых обещаний приехавший тогда же в Орду вечный соперник Дмитрия тверской князь Михаил дать не мог, а поэтому ярлык остался только у одного Дмитрия.

Московская и ордынская стороны могли быть довольны: Тохта-мыш восстановил господство Орды над Русью, а Дмитрий даже после страшного разгрома Москвы остался у власти и с золотым ярлыком на великое владимирское княжение в руках.

После набега Тохтамыша князь Дмитрий заболел - сказалось чудовищное нервное напряжение. На некоторое время болезнь отпустила его, но потом, как писал современник, «впал он в еще больший недуг, и стоны вошли в сердце его так, что разрывалось нутро его и уже приблизилась к смерти душа его». Не исключено, что таким образом описываются инфаркты.

Перед смертью, которая пришла за 49-летним князем 19 мая 1389 года, он составил завещание.

В нем впервые великое княжение владимирское названо «отчиной», т.е. наследственным владением московского князя, которое он по своей воле (с разрешения хана) передавал сыну Василию. Это означало, что Москве удалось окончательно отогнать Тверь от ярлыка и со временем действительно стать центром объединения русских земель «по московской модели», которая копировала ордынскую. И еще в завещании появились новые, необычные для данника Орды слова надежды: «А переменит Бог Орду, (и тогда) не станут дети мои давать выхода в Орду и кто из сыновей моих возьмет дань в своем уделе, тому она и есть...» Собственно говоря, это и есть финансовое выражение идеи национальной независимости: брать налоги в своей стране и не платить из них дань завоевателю. Но надежды победителя Мамая, увы, не сбылись: ни сыновья его, ни внуки его от платежа выхода в Орду не освободились, и только правнук Иван III почти через сто лет после смерти Донского смог осуществить великую мечту прадеда - не платить «поганым» выхода!

Вообще время правления князя Дмитрия Ивановича (1359-1389 годы) оказалось необыкновенно тяжелым для Руси: непрерывной чередой шли внешние и междоусобные войны, страшные пожары и эпидемии уничтожали ее города и села. Засуха губила всходы на полях обезлюдевшей от чумы Руси. Но благодарные потомки забыли неудачи правления князя Дмитрия Ивановича: в памяти летописцев и народа он остался, прежде всего, великим полководцем, победившим не только войско Мамая, «проклятую басурманскую силу», но и ставший почти генетическим страх русских людей перед ранее несокрушимой и страшной силой Орды.

Поэтому победа над монголо-татарами на поле Куликове имела, прежде всего, огромное моральное значение для потомков, что в истории чрезвычайно важно, ибо она теснейшими нитями памяти всегда связана с будущим.

И последнее. Скажу слово в защиту Олега Рязанского.
В популярной литературе, вслед за московскими летописцами, великого князя рязанского представляют чуть ли не изменником, который якобы был на стороне Мамая и в день битвы на Куликовом поле только случайно не успел прийти ордынцам на помощь.

В действительности все обстояло намного сложнее. Рязанское княжество - «крайняя», ближайшая к Степи русская земля, и обычно первые удары кочевников приходились именно на рязанцев. Сколько раз они отважно отбивались от Орды! Не забудем, что князь Олег славен уже тем, что первым из русских князей за почти полтора столетия монголо-татарского ига сумел нанести поражение войску Орды: в 1365 году он, вместе с князем Иваном Пронским, разбил войско эмира Тагая. В 1378 году в славной битве на реке Воже москвичи победили монголов Бегича плечом к плечу с рязанцами. Если бы не было Куликовской битвы, то школьники сейчас бы изучали именно это славное сражение!

Вскоре в отместку Мамай внезапно напал на рязанскую землю и сжег ее столицу Переяславль-Рязанский.
С Москвой у Олега складывались неровные отношения.

И хотя он никогда не ездил за ярлыком в Орду, не вползал на коленях в ханскую юрту, тем не менее он казался опасен Москве своей независимостью и гордостью и поэтому постоянно подвергался набегам москвичей и их союзников.
В декабре 1371 года московские воеводы разбили войско Олега, свергли князя с рязанского стола, а его место занял вассал Дмитрия князь Владимир Пронский. Не без труда, путем уступок Москве, Олег вернул себе княжество.

И вот пришел 1380 год. Рязанцы славились отвагой, но они хорошо понимали, что страшная сила двинувшейся на Русь Орды сотрет их маленькое княжество в порошок, и никто им не поможет. Поэтому Олег накануне выступления Орды признал власть Мамая и выплатил ему выход...

Возможно, он действительно выступил со своим войском на помощь Мамаю как послушный вассал, но ведь не дошел же до поля Куликова! Так же случилось два года спустя, когда хан Тохтамыш двинулся на Русь. Московские летописи утверждают, что броды через Оку ему показал князь Олег. Трудно представить себе, чтобы Орда без помощи проводников-«вожей» князя Олега не смогла бы форсировать пограничную реку, что ордынцы делали не раз. И хотя Олег с Тохтамышем к Москве не пошел, но всю свою досаду за гибель столицы Дмитрий Донской осенью 1382 года выместил на рязанцах: «Землю всю до остатка взяша и огнем пожгоша и пусту сотвориша, пуще ему и татарьекые рати», т.е. хуже татар. В отместку за это в 1386 году князь Олег захватил и разграбил принадлежавшую Москве Коломну. Дмитрий Донской двинул против Олега свою дружину.

С большим трудом Сергию Радонежскому удалось примирить московского и рязанского князей... Князь Олег умер в 1402 году, и его портрет в полный рост можно видеть на современном гербе Рязани - для рязанцев, несмотря на подавляющую гегемонию Москвы, он навсегда остался героем, мужественным защитником их Родины.
Евгений Анисимов

Загрузка...






Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
Категория: Интересные факты | Источник: http://planetatain.ru| Просмотров: 176 | Добавил: Pantera| | Теги: Пересеет, не, Челубеем, как, подрались | Рейтинг: 3.0/2

По этой теме смотрите:

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Загрузка...
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск


Беседка
Онлайн всего: 36
Пользователей: 35
Сейчас комментируют: 1

Загрузка...

Последние комментарии












На ФОРУМЕ
Селена

Alsantrius

Alsantrius

К теме: Шьём сами

Shamanafr

К теме: Гороскопы

Alsantrius

Alsantrius

К теме: Он и Она..

Shamanafr

Shamanafr

Shamanafr

Shamanafr


Загрузка...