Пятница, 27.05.2022, 09:06
Привет, Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход | Контакты| Личные сообщения ()

Аномалии и феномены [3276]Астрология,предсказания [1827]Вокруг света [982]Гипотезы и версии [2984]Загадки истории [4414]
Здоровье,человек [2017]Интересные факты [3608]Космос,астрономия [2548]Люди и судьбы [950]Наука и технологии [1225]
Новости и жизнь общества [2947]Паранормальное [1399]Практическая магия [880]Прогнозы ученых, исследования [840]Самопознание,психология [2111]
Спорт и йога [366]Стихия,климат,экология [2569]Тайны религий [401]Теории заговора,тайны планеты [691]Уфология и НЛО [990]
Фильмы и видео [3847]Фотоподборки и смешные кадры [1402]Фэн-шуй [193]Цитаты и мысли [648]Частное мнение [524]

НАША ПЛАНЕТАВТОРАЯ ПЛАНЕТАИЗ ЖИЗНИ.РУФОРУМГЛАВНАЯ ПРАВИЛА
Login

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 13
Пользователей: 11
Сейчас комментируют: 2

Яндекс цитирования


Календарь




Главная » 2022 » Февраль » 11 » Идеалы и мораль общества » ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛ
06:08
Идеалы и мораль общества


В статьях я часто говорю о явлениях, которые мы без тени сомнения наивно проглатываем «с закрытыми глазами» – принимаем их как должное, за чистую монету, без критического анализа, словно божественные аксиомы, не требующие никаких доказательств. С таким восприятием жизнь кажется неоправданно простой и понятной, все разложено по полочкам: здесь у нас «плохие», там «хорошие», здесь «правые», там «левые», здесь «нормальные», там «патологичные».

Источником таких вот несомненных, идеальных «истин» для нас выступают любые авторитетные органы – будь то новостные передачи, мнение отдельного человека, религиозные постулаты, или общественная мораль. Авторитетные источники настолько облегчают жизнь, что фактически лишают необходимости самостоятельно думать и принимать решения.


Я понимаю, что тема в «тренде» – нынче модно обличать политиков и сомневаться в чистосердечности СМИ, но в этих материях я не разбираюсь, и не вижу в этом особого смысла, когда реальная «проблема» сидит глубже – в самом стиле общественного мышления. Как и прежде, считаю, что все внешние проблемы – лишь прикрытие внутренних, индивидуальных.

Стражи поведения
Если немного округлить, все мы мыслим готовыми, шаблонными формами, где «плохое» и «хорошее» прописаны по умолчанию. К примеру, верность в отношениях мы рассматриваем как несомненное благо, а измену как «грешное» зло.


Хранишь верность – молодец. Изменяешь – предатель и грешник.

Этот традиционный взгляд принимается как несомненный идеал. Всем априори ясно, что изменник – «плохой», ему положено испытывать угрызения совести, а блюститель верности – «хороший», ему собой можно гордиться. Но психолог – не психолог, если принимается на общий лад судить и оценивать. Для психолога хорошего и плохого нет. Есть лишь целесообразное (выгодное, продуктивное) и нецелесообразное. Психолог – не бунтарь, идущий наперекор нравственности, а исследователь, подвергающий идеалы трезвому анализу.

Я не говорю, что общественные идеалы и мораль – это что-то «плохое». Чтобы выносить такие суждения, нужно самому быть морализатором, и слепо верить в «хорошее» и «плохое», не разобравшись в сути явления. Я даже не могу сказать, что мораль бесполезна и невыгодна. Она просто искусственна – как суррогат или подделка чего-то реального. И, в зависимости от обстоятельств, может приносить свою выгоду и свои убытки. В обществе, где граждане сами не понимают, для чего им воздерживаться от воровства, вандализма и хулиганства, общественная и духовная мораль становится стражем поведения.


За легкую провинность получай чувство вины и угрызения совести. За тяжелую – то же самое, плюс заключение под стражу, чтоб неповадно было. За небольшое отличие – гордость , за серьезное – грамоту и общественное признание.

Такая мораль вполне оправдана. Как родителям трудно доходчиво объяснить ребенку, почему их надо слушаться, также и обществу донести целесообразность нравственного поведения до граждан не представляется возможным, поэтому, чтобы «синтетические» законы государства казались натуральными, их сдабривают духовной и общественной моралью. Поэтому у всех по умолчанию в голове прошито, что добропорядочным быть «хорошо», а нарушать мир и порядок – «плохо». Такое положение вещей в философии называют категорическим императивом – принудительным, безусловным требованием без всяких возражений.
Ну, согласитесь, ведь буквально каждый «знает», что лживость, жадность, трусость, агрессивность и зависть – это плохо! А честность, щедрость, смелость, любовь и доброта – хорошо!


Хотел к «хорошему» добавить скромность, но в наше время этот идеал уже не так прочен. В наше время «правильно» и модно быть в меру наглым и «раскованным».

Слепая морализация
Мы воспринимаем идеалы общества как законы вселенной, а между тем, все они – искусственны, и закреплены в нашем сознании при помощи условных рефлексов. Нас попросту обучили испытывать муки при совершении неугодных поступков и гордиться угодными. Обучили родители, поэтому и рефлексы у всех разные в зависимости от родительских прихотей. Вот и получается, что стыдимся мы порой совершенно противоположных вещей. Посмотрите и подумайте, чего вы боитесь? За что привыкли себя мучить угрызениями совести? На какие манипуляции ведетесь? Что доказываете окружающим? Есть ли в вас демонстративная доброта, щедрость, благородство, смелость, воздержанность?

На каком-то этапе личного развития от искусственных идеалов, видимо, никак не отвертеться. Но по итогу все они приводят к такому алогичному стилю мышления, который в психологии называют «мистическим», пропитанным иррациональными требованиями к себе и к жизни. Под мороком идеалов мы не принимаем жизнь, как есть, а начинаем требовать от себя и окружающих невозможного, несвойственного реальной природе вещей. На этой почве и формируются практически все неврозы. В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями.


«Не можешь быть добрым? Все равно должен! Никак не можешь? Тогда стыдись, ничтожество! Не можешь преодолеть эгоизм и возлюбить ближнего? Значит, виноват!» Следуя такой нелогичной логике, человек вынужден врать себе и окружающим, принуждая себя к неестественной «доброте», когда внутри все кипит от злости.

А если человеку таки удалось себя переломить и накачать идеалы силой, подавляющей естественные желания, его жизнь неизбежно становится клеткой тех самых категорических императивов – безусловных принудительных требований к себе и окружающим. А кто этим требованиям не следует, тот вызывает раздражение, кажется неправильным и дурным. Этим переживанием руководит засевшее в глубине души идеалиста чувство несправедливости. Внутренний голос как бы вопрошает: «Как же так? Ведь я мучаюсь! Соблюдаю правила! Значит и другие должны мучиться! Иначе, выходит, что я зря страдаю. Я должен как-то свои страдания оправдать. Иначе, выходит, что я лопух и страдал все это время напрасно. Иначе выходит, что кругом нормальные люди, а я со своими идеалами – желчный зануда!».

Чем крепче и выше идеалы, тем реалистичней мираж, в котором наша жизнь представляется преисподней несправедливости, где единицы достойных людей находятся под вечным гнетом богомерзких мерзавцев. Следуя идеалам, мы даем себе «пряник» веры в собственный героизм и превосходство над порочным социумом. Нарушая идеалы, мы себя же отделываем психическим хлыстом ненависти к себе, проявленной в стыде и чувстве вины.

Иррациональные идеалы

На каком-то этапе принудительная, искусственная мораль становится очевидно невыгодной.

Задача психолога в этом случае – показать пациенту, где и как он себя своими же идеалами обвел вокруг пальца, помочь увидеть происходящее и взвесить целесообразность собственных требований к себе и окружающим. Именно там, где идеалы начинают прижимать и требовать непомерных жертв, приходит пора их изобличения. Нет ничего плохого и хорошего, нет правильных и ложных путей. Человек рядом с нами не может стать добрым, умным и святым не потому, что он плохой, а потому, что таков его текущий жизненный опыт. Никто не может иначе. Каждый руководствуется собственным внутренним кнутом и пряником.

Но идеалы, как выше уже говорилось, иррациональны. Они обходят истину стороной, и слепо требуют свое, несмотря на полную безосновательность и бесполезность притязаний. И там, где планка идеалов, очевидно, завышена, надо бы уметь признавать правду. Ну не может простой смертный стать святым! Механизм, рассчитанный на 200 вольт не может выдать 400, а если выдаст, то сгорит и сломается. Разумеется, я, к примеру, не утверждаю, будто ложь хороша и лучше идеала правды. Действительно именно от вранья у всех нас возникает куча проблем. Но, порой, взгляды на ложь обходятся слишком дорого. Если идеалы – сродни вере в первородный грех, который даже понимать не надо, потому что это как бы само собой разумеется, что он ужасен, то можно смело говорить о наличии невроза.


Идеалист может считать, будто он чище и лучше других, на его стороне истина и справедливость, и он вправе судить, как должны жить другие. А дает ли приверженность идеалам право судить других? Уж не самим ли Богом мнит себя такой судья?

Цели могут быть чем-то вроде путеводных маяков. И прекрасно, когда новичок может подойти к профессионалу, и получить дельный совет. Но если новичок принимается идеализировать, он не учится, не раскрывает собственный потенциал, а лишь копирует внешние черты профессионала – его манеры, повадки, стиль общения, надеясь таким образом к своему идеалу приблизиться. На идеалы можно взглянуть с другой стороны и сказать, что безусловная вера в их истинность ни при чем. Каждый идеал, каждая моральная ценность может быть подкреплена адекватной философией – каким-то оправдательным пояснением. В таком случае речь идет уже не о плохом и хорошем, а как раз о выгодном и невыгодном. И говорить здесь уже особо не о чем – это действительно здравый подход.


А на практике происходит так, что мы своими идеалами себя крепко дурачим: не исследуем их, не пытаемся постичь, а наивно проглатываем, будто нечто надежное и окончательно ясное.

Автор: Игорь Саторин


Загрузка...






Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
Категория: Самопознание,психология | Источник: http://Психология Pro| Просмотров: 541 | Добавил: Pantera| | Теги: общества, идеалы, мораль | Рейтинг: 0.0/0

По этой теме смотрите:

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Загрузка...
Поиск

Загрузка...

Беседка
Последние комментарии












На ФОРУМЕ
Pantera

Pantera

К теме: Шьём сами

Pantera

Pantera

Pantera

Pantera

Pantera

Pantera

Pantera

Pantera


Загрузка...