Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни
и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения.
Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих
недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.
«Танцевальная чума»
Одно
из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374
году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни
их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом
люди почти не спали и не принимали пищи.
Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи
«танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка
этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория
Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на
улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и
сотен горожан.
Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали
никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому
что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного
недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих
играли музыканты.
Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели
десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла
так же неожиданно, как и появилась.
Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев
массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч
европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов
choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин
Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть
галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей
ржи и потом попадает в хлеб.
Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер
оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто
содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные
движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое
воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие
словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса
обычно приносят ему удовлетворение.
Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со
стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие
времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от
болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали
постоянный страх за себя и своих близких.
В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта -
христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы
обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие
святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению
Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от
смерти.

Психоз в Танганьике
Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого
массового психического заболевания. Началось с того, что несколько
девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это
явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе
беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет.
Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.
Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый
психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи
предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители
отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали
здоровых детей.
Предположение
об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений:
большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких
аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных
препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась
неизвестной.
Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до
нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками
агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время
совсем прекратился.
Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась
18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не
найдено.
Охота к перемене мест
Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые
называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к
бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в
художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о
приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому
дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и
т.п.
Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная
эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из
обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом
Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе
своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал
непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в
Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в
Москву.
В том же 1881 году произошло убийство российского императора
Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное
лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское
консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.
Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его
поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала
широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей
«Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому
состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада
совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.
Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что
во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников.
Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек
принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех
планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола
и уходил во время приема пищи.

Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное
отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак
не беспокоились о своем багаже.
Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано
эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится
изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи
говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги,
пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и
конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная
возможность менять место пребывания.
Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются
домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но
бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и
заканчиваются гибелью странника.
Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест
нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга,
но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.
Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький,
причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке.
Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным
советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то
уехать.
Двигательная истерия
Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи
неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях.
Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками.
Они мяукали и пытались забраться на деревья.
Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней,
после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов.
Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге,
где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с
пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.
Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины
коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны
массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года
в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия
проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.
Католическая религия того времени активно занималась истреблением
темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем.
Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями
дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость,
которую выражали в совершенно неадекватных движениях.
Как видим, непонятные психические заболевания и эпидемии чаще всего
связаны со стрессами, в условиях которых живет человек. Поэтому
стремитесь к позитиву во всем - и пусть вас минуют как таинственные, так
и известные недуги.
Виктор СВЕТЛАНИН
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
|