Шаманизм – религия, возникшая ещё на заре человечества. Главное в ней – поклонение природным духам и духам своих предков. Приводя себя в состояние транса пением, ритмичными ударами в бубен и даже психоактивными веществами, шаман переходит в запредельную реальность.
Традиция общения с духами и с их помощью поиска потерявшихся вещей и заблудившихся оленей, предсказания, целительство и тому подобные феномены с незапамятных времен практикуют такие ныне малочисленные народы России, как алеуты и алюторцы, ительмены и камчадалы, кереки и нивхи, ханты, сулькупы, чукчи. Более всего шаманизм распространён среди коренных народов Сибири, откуда он и получил своё название. В близких формах он встречается и у населения других стран, которые ещё не подверглись прагматическому влиянию европейской цивилизации.
Шаманская болезнь
Считается, что свои задатки шаманы наследуют от родителей, но потом развивают их с помощью особых приёмов. Именно поэтому шаманизм доступен не каждому, и ему нельзя обучиться, как, к примеру, обучаются в высшей и средней школе. Шаманизм – это даже не ремесло в привычном нам смысле, а по большей части особая парапсихическая способность, отточенная посредством специфических упражнений. В этом смысле деятельность шамана напоминает собой работу композитора или поэта, в основе которых точно так же лежит не столько обучение, сколько талант. При этом ключевым моментом для пробуждения его особенного дара является так называемая шаманская болезнь, возникающая как спонтанное явление среди коренных жителей Сибири и Дальнего Востока. Для того чтобы эта болезнь появилась, допустим, у европейца, ему надо родиться и жить среди аборигенов, строго воспринимая их образ мышления, обычаи и верования. Шаманская болезнь может появляться и у человека европейской культуры, однако здесь она, как правило, не распознаётся и рассматривается исключительно как психическая болезнь.
Добавим, что человек, у которого имеются ещё нераскрытые шаманские способности, проявляет себя уже в самом раннем возрасте. Он не любит шумных игр, предпочитая им одиночество, поскольку это даёт ему возможность мечтать. Причём фантазии и грёзы у него необычайно яркие и образные. С годами они могут доходить до эйдетических и галлюцинаторных переживаний. Эпизоды наплыва видений и ярко воображаемых образов иногда сопровождаются конвульсиями и помрачением сознания, в результате чего будущий шаман впадает в неистовство или, напротив, в ступор. Для европейцев такое поведение, конечно, неприемлемо, ибо считается симптомом душевной болезни, тогда как для коренных жителей Сибири это называется шаманским зовом, переходящим в шаманскую болезнь.
В большинстве случаев во время этой болезни человек ощущает, что он умирает, а его плоть расчленяется на куски, после этого соединяется вновь, но уже в ином порядке, символизируя собой возрождение в новом духовном статусе. Считается, что источником этого перерождения для человека является вселяющийся в него руководящий дух или дух-хранитель. Но, не имея прочной связи с таким духом, человек не способен стать шаманом и заниматься шаманской практикой. Несмотря на то что такой дух, называемый ангелом-хранителем, имеется у каждого человека, только истинный шаман может общаться с ним сознательно и продуктивно.
Однако в некоторых случаях шаманская болезнь заканчивается глубокой инвалидизацией или даже смертью человека, в особенности когда он противится зову и отказывается заниматься шаманизмом. В этом случае поступающая в него психическая энергия не реализуется вовне, накапливается в организме и как бы разрывает человека изнутри. Добавим, что переживание шаманской болезни даже у истинного поборника этой идеи никогда не сопровождается удовольствием и радостью, а, напротив, доставляет истинное страдание и боль. Кроме того, этот духовный недуг обычно приходит как наваждение, нежданно-негаданно, против воли человека, не всегда им сразу осознается и причиняет ему массу сильнейших страданий. Несмотря на то что отказаться от шаманской болезни тоже невозможно, считается, что чем резче выражены её симптомы, тем более сильный шаман из человека получится.
Но это ещё не всё. В финале шаманской болезни неофит испытывает потребность побыть одному. Он снова чурается людей и, наконец, уединяется в тундре, тайге или степи, где он получает возможность теперь уже вполне осознанно контактировать с духами, тем самым постоянно балансируя между тонким и физическим миром. Всё это длится год или два, после чего уже вполне «созревший» шаман ощущает потребность возвращения к людям. С этого момента ему необходимо участие более опытного шамана, который познакомил бы его с обычаями и ритуалами шаманизма…
Аркадий Вяткин
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
|