Древние каменные стражи храма Аменхотепа III, которые обрели голос
Самыми известными статуями в Египте, после Сфинкса в Гизе, являются "колоссы Мемнона" в Западном Луксоре. Две огромные скульптуры, возраст которых составляет около 3500 лет, также известны как "Поющие гиганты".
Эти статуи сделаны из кварцитового песчаника, который был добыт в эль-Габаль-эль-Ахмар (недалеко от современного Каира) и перевезен на 675 км в Фивы, на юге. Включая каменные платформы, на которых они стоят – сами по себе около 4 м – колоссы достигают 18 м в высоту и весят примерно 720 тонн каждый, в то время как две фигуры находятся на расстоянии около 15 м друг от друга.
Царь приказал установить статуи перед его поминальным храмом ( или "Домом Миллионов Лет") на западном берегу Нила, рядом с фиванским некрополем. Они изображают Аменхотепа III в сидячем положении, его руки покоятся на коленях, а взгляд обращен на восток, к исчезнувшему ныне городу. Две более короткие фигуры также вырезаны рядом с его ногами: это его жена Тэйе и его мать Мутемуйя. По бокам трона изображен бог Нила Хапи: фигур тоже две, потому что это Хапи как Верхнего, так и Нижнего Египтов ( инаковость этих государств подчёркивалась не менее часто, как и их единство.)
Деталь боковой панели, на которой изображены два рельефных изображения божества Хапи по бокам, а справа - скульптура царственной жены Тэйе.
Аменхотеп III взошел на трон в начале 14 века до нашей эры, когда ему было всего 12 лет.
В отличие от предшественников, он не женился на своей сестре, чтобы получить право на трон. Напротив, Аменхотеп вступил в брак с девушкой нецарского происхождения, которую полюбил. Это была Тэйе, дочь начальника колесничных войск Юйи. Аменхотеп при этом настоял, чтобы она стала его Великой царской супругой.
Царица Тэйе
В ознаменование своего брака фараон даже выпустил множество скарабеев с соответствующими информативными надписями, и разослал его копии иностранным правителям, призывая их почтить свою супругу.
Брюшко скарабея, с надписью о свадьбе Аменхотепа Третьего и Тэйе. О том, как сильно царь любил Тэйе, свидетельствует тот факт, что ее имя, в отличие от имени любой другой царицы, было помещено в картуш: привилегия, ранее доступная лишь правящему монарху. Кроме того, Тэйе, тоже впервые, была представлена в искусстве равной по росту царю.
Правление Аменхотепа III, которое длилось около 38 лет в начале 14-го века до н.э., ознаменовало зенит древнеегипетской цивилизации, как с точки зрения политической власти, так и культурных достижений. Это годы беспрецедентного процветания и художественного великолепия, благодаря расширению международной торговли и большому запасу золота, а не завоеваниям и экспансии. Чтобы сохранить в безопасности империю, которую он унаследовал между северной рекой Евфрат и южной Нубией, царь также женился на нескольких царских принцессах из Митанни, Вавилонии и Анатолии, и имел большой гарем из более чем 300 женщин.
Египтологи расходятся во мнениях относительно места, где были вырезаны статуи Мемнона; в то время как некоторые считают, что статуи были изваяны в каменоломне и доставлены по Нилу к их нынешнему расположению, другие предполагают, что камень был доставлен на место, и статуи были сделаны уже там. В любом случае считается, что Аменхотеп, сын Хапу, великий египетский архитектор, отвечал за строительство как поминального храма царя, так и всех его колоссальных статуй.
Первоначально две статуи были идентичны друг другу, хотя надписи и мелкие элементы различны: хотя они изображают одного и того же Аменхотепа Третьего, у них даже были различные имена ( В Египте колоссам всегда давали их уникальные имена). Но сейчас они сильно повреждены, черты неузнаваемы, верхние уровни состоят из другого типа песчаника и являются результатом более поздней римской реконструкции.
Функцией колоссов Мемнона была охрана входа в мемориальный храм Аменхотепа III: массивное сооружение, построенное при жизни фараона, где ему поклонялись как богу на земле как до, так и после его ухода из этого мира.
Когда он был построен, этот храмовый комплекс был самым большим и роскошным в Египте. Занимая в общей сложности 35 гектаров; даже храм в Карнаке, каким он был во времена Аменхотепа, был меньше.
Однако, за исключением поврежденных двух колоссов Мемнона, сегодня от мемориального храма Аменхотепа в Западных Фивах осталось очень мало. Поскольку храм стоит на краю поймы Нила, последовательные наводнения разрушили его фундамент, а фараоны последующих веков использовали этот храм, как материалы для собственных построек.
Однако, почему статуи египетского фараона дошли до нас сквозь тысячелетия под именем какого-то Мемнона?
Дело в том, что в эллинистическую и римскую эпоху колоссы прославились не столько размерами, сколько своим...голосом!
На рассвете, встречая божественное Светило, они издавали мелодичный стон!!!
Вот греки и решили, что это... голос царя Мемнона, приветствующего свою мать, богиню зари Эос. В греческой мифологии Мемнон был героем Троянской войны, царем Эфиопии, который повел свои армии из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осажденный город, но в конечном счете был убит Ахиллом.
Было ли ассоциирование Колоссов с его именем просто прихотью или принятием желаемого за действительное со стороны греков – они обычно называли весь Фиванский некрополь “Мемнониум” – это название остается в обиходе на протяжении последних 2000 лет.
Фантастическое изображение колосса Мемнона художником, который его никогда не видел, но изобразившим как трон, так и типично "египетский" ландшафт. Легенда о “Поющем Мемноне”, удача, которую, как считалось, приносило его пение, и репутация оракула обошли весь известный мир, и постоянный поток посетителей, в том числе несколько римских императоров, приходили полюбоваться статуями.
Так в чём же секрет "поющих колоссов"?
Греческий географ Страбон, писавший в первые годы первого века нашей эры, рассказывает о землетрясении, произошедшем в 27 году до н.э., которое повредило северный колосс, разрушив его до пояса.
Считается, что именно после разрушения статуя "пела" на рассвете: это любопытное явление было связано с прохождением воздуха через поры камня, вызванным главным образом изменением температуры на восходе солнца.
Тем не менее, после реставрации статуи римским императором Септимием Севером, во втором веке нашей эры, звуки прекратились.
В 2014 году археологи обнаружили некоторые недостающие части статуй колоссов Мемнона, захороненных у входа в погребальный храм Аменхотепа III. Европейско-египетская археологическая миссия обнаружила коллекцию кварцитовых блоков, принадлежащих северному колоссу, включая часть руки статуи, пояс и набедренную повязку, которые помогли археологам реконструировать оба колосса, чтобы, насколько это возможно, вернуть их древнее великолепие.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.