лавные дороги России – это не шестиполосные магистрали, где
опознавательные знаки светятся неоновым светом. На главных дорогах
России светятся совсем другие знаки – духовные, освещая ее путь из
прошлого в будущее. Нет, ни случайно одна из самых почитаемых российских
святых блаженная Матрона родилась близ Куликова поля, где 650 лет назад
Дмитрий Донской прославился перед Богом и людьми, отвоевав у врага
будущее России.
В Москве на Таганской улице, у стен
Свято-Покровского женского монастыря всегда многолюдно. В жару и в снег,
в дождь и в ненастье, выстаивая длинные очереди, люди идут поклониться
святым мощам блаженной старицы Матроны, несут к ней свои беды, скорби и
просьбы.
День 1 мая 1998 года был особенным. Честные останки
праведницы были торжественно перенесены с Даниловского кладбища в
Покровскую обитель. А через год случилось долгожданное: 2 мая, спустя 47
лет после своей кончины, Матрена Дмитриевна Никонова была прославлена в
лики местночтимых святых. Москва обрела новую небесную покровительницу,
а через 5 лет и вся Россия. В октябре 2004 года на Освященном
Архиерейском Соборе святая блаженная Матрона Московская была причислена к
лику общероссийских святых.
В Покровском соборе обители, перед
ракой с мощами блаженной Матроны Московской согревает молящихся тихий
свет неугасимой лампады. Свет, который проникая в самые потаенные уголки
души человеческой, преображает ее, наполняя благодатными помыслами,
укрепляя в вере, надежде, любви. И это, пожалуй, самое главное чудо, что
совершается в каждой душе по молитвам святой праведницы, которая
незримо обнимает всех и каждого, как самая любящая, самая заботливая
мать. Даже в молчаливом обращении к ней, она нас слышит и видит, как
видела своими святыми слепыми глазами при земной жизни. Матрона
Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 году в бедной христианской
семье. Родилась в день памяти преподобной Матроны Константинопольской 22
ноября по новому стилю и при крещении была названа в ее честь. Родители
девочки, Наталья и Дмитрий уже имели четверых детей – 2-х сыновей и 2
дочери, и пятый ребенок при тяжелой материальной нужде был большой
обузой. Поэтому еще до рождения ребенка в семье, было принято решение
отдать его в один из приютов, которые во множестве существовали в
царской России за казенный счет или на средства благотворителей. Дети
бедноты, которые там воспитывались, получали не только кров и пищу, но и
научались грамоте и профессии. Но девочке была уготована другая судьба.
Перед
родами ее матери приснился сон. Прилетела к ней белая птица с женским
лицом и закрытыми глазами, и села на правую руку. Она была столь
прекрасна и благоуханна, что женщина не хотела просыпаться, а открыв
глаза, поняла, что суждено ей родить дитя не простое, а Богом избранное.
И действительно, избранничество младенца было отмечено абсолютной
слепотой. Под веками у нее совсем не было глаз. Мать отказалась от мысли
о приюте. Свое дитя несчастное она решила растить сама в любви и
жалости.
Изба Никоновых стояла недалеко от сельской церкви, в
которой девочку крестили. Во время крещения священник опустили ее в
купель. Над младенцем поднялся столб благоухающего дыма. «Чюдо!» -
зашептали прихожане, а батюшка Василий сказал: «Я очень много крестил
младенцев, но такое вижу в первый раз. Она будет провидицей!».
В
эту церковь на службы ее приносили родители, а потом она уже сама
приходила, обретя здесь свой второй дом – духовный, где стяжала дар
непрестанной молитвы. Потому-то и по сей день живет этот маленький храм,
не стертый с лица земли, как тысячи других российских церквей, что
святая вымолила его у Бога. И даже в самые жестокие богоборческие годы
Матрона утешала односельчан, что храм ее никогда не разрушат.
Нам,
живущим в век высоких технологий очень трудно представить быт бедной
христианской семьи 19 века. В различных музеях мы видим лишь парадную
сторону этого быта. А в избе Матроны многое было по-другому – холодный
земляной пол; печь, которую топили соломой, а не дровами. На этой печи
готовили скудный обед, в этой же печи мылись и на ней же спали. Пожалуй,
только тряпичные куклы так похожи на те, в которые играли крестьянские
дети. А Матрона в куклы не играла. Ночью, когда все уснут, она выползала
из печи, снимала иконы, что висели в красном углу, гладила их, беседуя с
ангелами и святыми.
И вот эта маленькая девочка, вступая в очень
сложный и жесткий мир, а потом уже и жестокий, буквально с "младых
ногтей” узнала, что такое людская злоба. Эту злобу выказали ее
ровесники, дети, с которыми она так хотела играть и дружить как и все
дети. Но они ее стегали крапивой, они над ней смеялись, заталкивали ее в
яму и смотрели, как она слепая выбирается оттуда и как бредет домой. И
конечно, она понимала, что она отвергнута, и конечно, она страдала.
Когда другие дети играли и радовались, и смеялись, Матрона сидела дома
или ходила в храм и разговарила с Богом.
Конечно ее считали
просто калекой. Мать ее безумно жалела и говорила «несчастная ты моя», а
Матрона восклицала: «Это я-то несчастная? Это вот братья мои
несчастные». Она была поистине счастливым святым ребенком, на долю
которого выпало уже тогда очень много испытаний.
Незрячая Матрона
созерцала небесный духовный мир и духовное пространство России, и
видела ее настоящее, прошлое и будущее. Ее детская, но уже окрепшая в
молитвах душа безмерно страдала от неизбежности надвигающейся
катастрофы. И девочка предсказывала, предупреждая, что будут грабить,
разорять храмы и всех подряд гнать. Вот как пишет об этом в своих
воспоминаниях очень близко знавшая Матрону Зинаида Владимировна Жданова:
«Матрешенька образно показывала, как будят делить землю, хватать с
жадностью наделы. Лягут на землю, руки вперед, лишь бы захватить себе
побольше. А потом все бросят и побегут кто куда. Земля никому не будет
нужна».
Помещичья усадьба Яньковых, когда-то процветала в Себино.
Матрона, которую в этой дворянской семье искренне полюбили за
благонравие и благочестие, в канун революции пыталась спасти Яньковых,
советуя все продать и уехать заграницу. Если бы помещик ее послушался,
то спасся бы. В итоге он стал свидетелем разграбления своего имения, от
чего преждевременно умер, а его дочь Лидию постигла участь скиталицы. Но
это случится уже после революции.
Матрона часто бывала в
гостеприимной усадьбе князей Борякинских. Молва о том, что слепая
девочка обладает духовными дарами, что по ее молитвам люди исцеляются от
недугов и получают утешение в скорбях, неизбежно должна была выйти за
пределы христианского дома Никоновых и помещичьей усадьбы Яньковых. Так и
случилось. К Матронушке стали ездить страждущие не только из окрестных
сел и деревень, но и из других уездов и даже губерний. А сама Матрона
покидала свой дом только чтобы пойти на церковную службу в храм или
отправиться на богомолье по святым местам. В эти поломнические поездки
всегда брала ее с собой добросердечная Лидия Янькова – дочь помещика.
В
Троице-сергиевой лавре Матрона бывала часто. Слепая Матронушка не
привлекала к себе внимания. Калеки и даже прокаженные стекались сюда со
всей России. Но постепенно она здесь становилась своей и даже жила
какое-то время в конце своих земных лет вблизи лавры у родственников,
скрываясь от преследований НКВД. И именно Троицкие монахи провожали
Матрону в последний путь, приехав из лавры в Москву в храм Ризоположения
на ее отпевание.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
явилась Матроне во сне. Потом она точно указала, на какой странице
старинной книги, что хранилась в церковной библиотеке, искать ее
изображение, с которого следует написать чудотворный образ. Матроне
открылось, что наступают времена, когда лишь только одной Божией матери
будет под силу спасать погибающие и погибшие во тьме воин, революции и
безбожия людские души. И наверняка она предчувствовала, что скоро
понесет тяжкий крест молитвенной борьбы за каждого, за всех, за Россию.
Матрона говорила: «Обдерут нашего царя-батюшку», а когда это случилось,
горевала: «напрасно Николай отрекся от престола. Не надо было этого
делать, пожалел народ, принудили».
И действительно, в начале века
в стране началась смута. Изнурительная война предвещала еще более
страшные события. В это время Матрона продолжала свою тихую молитвенную
жизнь, возвращая из небытия пропавших без вести, исцеляя больных,
соединяя любящих, даруя надежду на светлое будущее – рождение ребенка.
Революционеры свое светлое будущее творили уже сейчас – убивали, грабили
и разрушали. Революционеры покушались не только на частную
собственность, как они утверждали, они покушались на души людей, вырывая
из них память о прошлом, извращая нравственные понятия, уничтожая веру.
Разорялись монастыри, взрывались храмы, расстреливалось духовенство.
Заживо погребенные гибли в лагерях православные миряне. Красный террор
поставил своей целью полностью уничтожить православие и верующих. Почти в
каждом городе России был свой Бутовский полигон, где проходили массовые
расстрелы священнослужителей. Все это видела своим духовным зрением
Матрона и призывала: «Кайтесь и молитесь, и Бог не оставит вас». Против
открытой своевольной бесовщины сама читала и других наставляла читать
90-й псалом Псалтири.
В родном селе Матроны ломался тысячелетний
уклад. К этому времени она уже давно потеряла способность ходить. Но
слепая и обезноженная молитвенница за людей только еще больше возрастала
в своей духовной силе, приводила к покаянию, укрепляла в вере,
совершала чудеса исцеления, и продолжает совершать их по сей день.
Безбожная
идеология разделяла людей на два лагеря – в одном за колючей проволкой
горела свеча веры, в другом утверждался циничный атеизм. Разделялись и
семьи. Матрона и ее братья уже не могли делить родной кров. Братья
Матроны были против того, чтобы к ней приезжали за помощью люди со всей
России, а таких было немало. Партийные братья выгнали Матрону из села. В
1925 году началась скитальческая жизнь Матроны. Она перебралась в
Москву, где почти 30 лет, до самой своей смерти, ютилась по разным углам
и домам. И каждый раз туда, где она находила пристанище, стекались
просящие помощи люди.
Если
бы люди понимали, что ценность жизни состоит не в стяжании богатства,
не в наживе, а в стяжании добродетелей, мир был бы иным. И наше будущее
стало бы иным, о чем молилась Матрона Московская при жизни и молится
после ухода от нас. 2 мая 1952 года закончился ее земной путь. Но она
всегда рядом и все видит. Недаром на некоторых иконах святая изображена с
открытыми глазами.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов.
|