Популяризации связи между околосмертными (ОСП) и внете- лесными (ВТП)
переживаниями очень помогла швейцарский психиатр Элизабет Кюблер-Росс
(1926-2004). Ее знаменитые пять стадий умирания (Е. Kübler-Ross, 1969;
отрицание, гнев, попытка заключить сделку с судьбой, депрессия и
принятие) породили движение за смерть и умирание и, возможно,
способствовали более гуманному отношению к безнадежно больным.

К
несчастью, эти стадии не основаны на исследованиях и не соответствуют
тому, что люди испытывают в реальности (S hermer, 2008). Однако в
последние десятилетия XX в. Кюблер-Росс стала чем-то вроде гуру;
возникло даже что-то вроде культа поклонения ей. Возможно, именно она
заложила основы целой серии телевизионных драм, главной темой которых
стала смерть (Touched by an Angel; Dead like Me; Six Feet Under; С SI;
Curb your Enthusiasm и т.д.).
Доверие к Кюблер-Росс было, однако, подпорчено одним неприятным
инцидентом в ее убежище для безутешных вдов. Некий медиум мужского пола в
тюрбане помогал вдовам напрямую — через секс в темной комнате —
общаться со своими незабвенными мужьями. Во время одной такой встречи
случайно зажегся свет, при котором в комнате обнаружился обнаженный
медиум (по-прежнему в тюрбане). Позже он объяснил, что сущность из
потустороннего мира «клонировала» его для материализации встречи. Вполне
возможно, что безутешным клиенткам такого объяснения хватило, по
крайней мере на какое-то время. Однако позже у нескольких вдов была
обнаружена одна и та же вагинальная инфекция (Rosenbaum, 2004).
Сама Кюблер-Росс тоже пала жертвой беспринципных медиумов и начала
выпускать фантастические заявления о том, что в потустороннем мире
существуют ремонтные мастерские, где умершие могут бесплатно получить
замену изношенных частей тела. Сегодня те, кто исследует смерть и
умирание, стараются попросту игнорировать наследие Кюблер-Росс.
Термин «околосмертные переживания» пустил в обращение врач и психолог
Раймонд Муди (Raymond Moody, 1975), которого многие считают отцом
современного движения ОСП. Его самые значительные утверждения состоят в
том, что (1) люди, которым довелось столкнуться со смертью лицом к лицу,
рассказывают об одной и той же последовательности переживаний, включая
вне- телесные переживания; (2) ВТП —это подлинные переживания,
позволяющие умирающему реально видеть объекты, находящиеся вне поля его
зрения; и (3) ОСП часто бывают очень глубокими и целиком меняют жизнь
человека. Однако все его утверждения основаны исключительно на рассказах
участников и очевидцев.
Несколько проведенных исследований с участием тысяч людей позволяют
сказать, что люди действительно, судя по всему, рассказывают о примерно
одинаковых переживаниях на пороге смерти. Чаще всего, пожалуй,
цитируется работа психолога Кеннета Ринга (Kenneth Ring, 1980). После
общения со 102 пациентами Ринг предложил пять стадий ОСГ1 (не путайте с
пятью стадиями Кюблер-Росс):
1. спокойствие и ощущение довольства;
2. отделение от тела;
3. вход во тьму;
4. свет впереди;
5. вход в мир света.
Чаще всего в рассказах фигурируют первые пункты, но похоже, что весь
комплект едва ли не универсален, поскольку возникает у людей разных
культур по всему миру. Более того, ван Лом- мель и его коллеги
обнаружили в этих переживаниях некоторые закономерности (van Lommel, van
Wees, Meyers & Elfferich, 2001). Так, сам по себе факт
околосмертных переживаний не зависит от длительности сердечного
приступа, продолжительности пребывания в бессознательном состоянии,
используемых лекарств и страха смерти. В то же время у женщин, которые
были реанимированы вне больницы, и у тех, кто боится смерти, ОСП, как
правило, бывают особенно яркими и глубокими. А как же с утверждением Муди о том, что ОСП отражают реальные
перемещения души, или духа, вне тела? В главе 10 мы видели, что сильная
эйфория, ощущения пребывания в туннеле, ярких белых огней и выхода из
тела встречаются не так уж редко и могут быть связаны с физической
травмой, эндорфинами мозга (они порождают эйфорию), стрессом, приемом
изменяющих сознание препаратов, сном и даже с простыми трюками и
иллюзиями. В момент смерти из тела не выходит ничего, что можно было бы
измерить. Дух, пребывающий вне тела, не способен увидеть скрытые в
комнате предметы. Появляющиеся время от времени сообщения о людях,
которые вернулись к жизни уже после смерти мозга, связаны, скорее всего,
с тем, что наши приборы, регистрирующие активность мозга, недостаточно
чувствительны и не замечают скрытых источников мозговой активности.
Пожалуй, один из важнейших выводов Муди, — утверждение, что ОСП могут
быть очень глубокими и полностью изменить жизнь человека. Но ведь для
того, чтобы какое-то переживание полностью изменило вашу жизнь, не
обязательно покидать тело или встречаться со смертью лицом к лицу.
Хорошая книга, разговор с психологом-консультантом или просто с другом, а
то и несчастный случай, после которого жизнь меняется волей-неволей,
могут оказать не менее сильное действие. Но Сьюзен Блэкмор (Susan
Blackmore, 1991) — ведущий, пожалуй, специалист по ОСП, — утверждает,
что тесный контакт со смертью, возможно, не ограничивается только этим. У
нее есть одно очень важное высказывание об ОСП, которое при
цитировании, как правило, пропускают:
ОСП не доказывают, что жизнь после смерти существует. Чтобы лучше
понять ОСП, нам лучше всего обратиться к нейрохимии, физиологии и
психологии, но они значительно интереснее, чем любой сон. Они кажутся
совершенно реальными и могут перевернуть всю жизнь человека. Любая
адекватная теория должна и это тоже учитывать, а это ведет нас к
вопросам о разуме, самости и природе сознания (1991, р. 34).
|