Понедельник, 21.08.2017, 20:32
Привет, Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход | Контакты| Личные сообщения ()

Аномалии и феномены [523]Астрология,предсказания [644]Вокруг света [288]Гипотезы и версии [989]Загадки истории [1085]
Здоровье,человек [583]Интересные факты [953]Космос,астрономия [536]Люди и судьбы [278]Наука и технологии [254]
Новости и жизнь общества [656]Паранормальное [550]Практическая магия [376]Прогнозы ученых, исследования [176]Самопознание,психология [760]
Спорт и йога [176]Стихия,климат,экология [424]Тайны религий [246]Теории заговора,тайны планеты [362]Уфология и НЛО [317]
Фильмы и видео [1450]Фотоподборки и смешные кадры [369]Фэн-шуй [121]Цитаты и мысли [158]Частное мнение [141]

НАША ПЛАНЕТАВТОРАЯ ПЛАНЕТАИЗ ЖИЗНИ.РУФОРУМГЛАВНАЯ ПРАВИЛА
Меню сайта


Загрузка...

Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

загрузка...

Статистика

Онлайн всего: 51
Пользователей: 50
Сейчас комментируют: 1

Яндекс цитирования
Главная » 2014 » Июнь » 24 » Москву основали скандинавы
23:30
Москву основали скандинавы

Отечественная археология продолжает радовать нас удивительными открытиями. В начале марта в Москве проходила Международная научная конференция "Археология в современном мире", посвященная 50-летию журнала "Российская археология".




Одним из центральных событий конференции стал совместный доклад сотрудников Института археологии РАН, доктора исторических наук, заведующего сектором археологии Москвы Леонида Беляева и кандидата исторических наук Николая Кренке, посвященный самому раннему этапу истории российской столицы. Как следовало из доклада, специалисты с большой долей вероятности обнаружили то место, где мог располагаться летописный "град Москов" в 1147 году.

Первенство московского Кремля как изначального места возникновения города оспорено Свято-Даниловым монастырем. Монастырь - древнейшая из московских обителей, располагавшаяся на большом высоком мысу при впадении в Москву-реку ручья, в четырех километрах от Кремля. За многие века хозяйственного освоения территории мыс сгладился и стал малозаметен, ручей загнали в трубу, но для археологов край первой надпойменной террасы на мысах у рек московского региона всегда являлся четким маркером возможных поселений первого тысячелетия нашей эры.

Еще в 80-х гг. прошлого века, при передаче комплекса Свято-Данилова монастыря РПЦ, на его территории и в окрестностях проводились археологические изыскания, в ходе которых было сделано несколько интересных находок. Под монастырем четко прослеживался культурный слой поселения X - XII вв. (время его существования датировали по найденной лепной керамике), что не могло не заинтересовать специалистов, ведь это и есть время начала истории Москвы. Мало того, при раскопках в Церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе, которая расположена за территорией монастыря, обнаружили тот же культурный слой X - XII веков. Площадь предполагаемого поселения, таким образом, составила около 200 квадратных метров. Авторы доклада предполагают: скорее всего, выявлено крупнейшее поселение в бассейне Москвы-реки конца первого - начала второго тысячелетия новой эры.

Как рассказал нам Николай Кренке, обнаружение поселения не стало сенсацией, так как современная археология может довольно уверенно сказать, что уже к началу второго тысячелетия территория Москвы была достаточно сильно обжита. А вот характер выявленного археологического объекта действительно впечатлял.

В 2006 г. археологи смогли вернуться к изысканиям на территории монастыря, потому что Русская православная церковь МП попросила помочь установить место погребения почитаемого православного архиепископа Никифора Феотокиса. В результате раскопок в монастырском Соборе были получены новые материалы. На бровке древнего оврага (сейчас это место находится внутри Собора Святых Отцев Семи Вселенских Соборов) специалисты выявили керамику раннежелезного периода (III - IV вв. до н.э.), близкую по типологии к керамике первопоселенцев Москвы - дьяковцев (финно-угорских племен). Как проследили археологи, с тех далеких времен поселенцы не оставляют Даниловское городище. Это существенный факт, также свидетельствующий о некоем центральном положении поселения в округе.

Итак, комплексный анализ данных раскопок 1980-х годов и археологических изысканий последних лет позволил сделать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое "долгоиграющее" по времени. Вокруг городища сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов - международной валюты конца первого тысячелетия. Так что же это, как не центр округи, летописный град Москов?

Тем более что на территории Кремля самые ранние находки датируются второй половиной XII в., и даже единичных артефактов старше этого периода нет совсем, хотя раскопки тут ведутся довольно интенсивно и уже более ста лет. Еще одним аргументом в пользу города Москов на месте Данилова монастыря служит странный факт из истории ранней Москвы. Церковное управление округой - архимандрития, находилась до 1300 г. не в Кремле, а как раз здесь, в Свято-Даниловом монастыре. Только в 1330 г. московский князь Иван Калита окончательно перевел монастырь в Кремль, и его территория начала приходить в запустение. Теперь можно предположить, что это связано с центральным характером Данилова городища.

А теперь самое интересное. Во времена начальной московской истории в будущем столичном регионе постепенно проявляется присутствие скандинавского культурного компонента. В первую очередь, оно связано с присутствием так называемой пореберчатой керамики IX - X вв. н.э., найденной в Даниловом монастыре. Несколько фрагментов этого вида керамики обнаружены Беляевым и Кренке в Соборе монастыря в 2006 году. Ближайшая аналогия для данного типа керамических изделий находится в Старой Ладоге времен пребывания там скандинавских поселенцев, на Рюриковом городище, опять же во времена проживания там скандинавской дружины (речь также идет о IX и X вв.) и совсем не присутствует, скажем, в культурном слое древнего Новгорода X века, где скандинавского влияния почти нет.

Ареал распространения пореберчатой керамики совпадает с путями проникновения скандинавов на европейский север России. К тому же пореберчатая керамика не была предметом торговли - это неказистые лепные горшки. Такую нехитрую утварь производили на месте, поэтому ее тип может многое рассказать о культурной принадлежности поселенцев, в отличие от предметов торговли, которые путешествовали вместе с купцами и воинами на длительные расстояния.

Несколько лет назад на поселении Хотяжи под Звенигородом археологами была найдена целая серия скандинавских вещей X в. - застежек-фибул. Фибулы - мелкий элемент костюма, обычно изготовляемый местными мастерами.

Наконец, в 1988 г. в Кремле был обнаружен клад украшений XI - XIII вв., содержавший серию скандинавских подвесок, браслетов и фибул XI века. Получается, жители средневековой Москвы на протяжении двух веков накапливали у себя в семье (роду) различные украшения, самые ранние образцы которых были скандинавскими (ближайшие аналоги украшениям из кремлевского клада находятся среди древностей XI в. с острова Готланд в Швеции), а более поздние представляли собой типичные для Владимиро-Суздальской Руси ювелирные изделия.

Возможно, какое-то количество скандинавских поселенцев жило на Даниловском поселении, а впоследствии и в Кремле, и принимало участие в становлении средневековой Москвы как города.

Александр ТРИФОНОВ


Категория: Тайны истории | Просмотров: 534 | Материал подготовлен: http://planetatain.ru/| Добавил: Solo | Теги: скандинавы, Москву, основали
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:

Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск


Беседка
Онлайн всего: 51
Пользователей: 50
Сейчас комментируют: 1

Загрузка...

Последние комментарии












На ФОРУМЕ
Bad4

Pontifik-2017

Василёк

Pontifik-2017

Solus

Василёк

Pantera

Василёк

Bad4

Pantera